Турист Глеб (Bumba201)
Глеб
был 29 декабря 2022 11:36
Фотоальбом

Имперское наследие Равенны

Canon IXUS 190
5 8
Равенна — Италия Август 2018

Равенна традиционно входит во все хрестоматии по византийскому искусству, ведь по количеству и значению сохранившихся памятников она явно в первой десятке, если не пятерке, хотя, конечно, до Стамбула-Константинополя ей в этом смысле далеко. Во всяком случае, 8 памятников Равенны включены в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. По понятным причинам, до 1917 года в России существовала очень развитая школа по изучению византийского наследия. Опять же по понятным причинам в советское время эту школу успешно похерили. Но в последнюю четверть века интерес к византийскому наследию в нашей стране снова воспрял. Хотя большинство русскоязычных туристов попадает в Равенну просто потому, что до нее удобно добираться из Римини, куда летают российские чартеры.

Я поехал целенаправленно и на перекладных, так как оказалось, что из Венеции, где я базировался в эту поездку в Италии, поезда и электрички в Равенну напрямую не ходят, и надо добираться с пересадкой в Ферраре или даже Болонье (время в пути – 3-4 часа в одну сторону). Зато посмотрел из окошка на типичную итальянскую деревню. Прямые автобусы Венеция-Равенна есть, но время прибытия у них такое, что подразумевается ночевка в Равенне. Да и сами автобусы – не местные рейсовые, а международные – немецкой компании Flixbus, которая возит туристов из Франкфурта, Штутгарта и пр. в южные страны Европы.

Основание населенного пункта на месте Равенны приписывалось античными авторами этрускам, фессалийцам и умбрам. Задолго до начала нашей эры сюда мигрировали народы Восточного Средиземноморья. Изначально поселение представляло собой рыбацкую деревеньку из домов на сваях посреди болот и морских песчаных лагун совсем рядом с линией морского побережья. Примерно так начиналась много позже Венеция. Именно в Равенне в 49 году до н.э. Юлий Цезарь собрал войска перед тем, как перейти Рубикон. Золотой век города наступил после 402 года, когда император Гонорий перенес сюда из Милана столицу Западной Римской империи: болота защищали город от возможного нападения варваров, а выход к морю на восток обеспечивали связь с Восточной Римской империей, ставшей затем Византией.

Из Венеции поезда и электрички в Равенну напрямую не ходят, и надо добираться с пересадкой в Ферраре или даже Болонье. Зато посмотрел из окошка на типичную итальянскую деревню.
Из Венеции поезда и электрички в Равенну напрямую не ходят, и надо добираться с пересадкой в Ферраре или даже Болонье. Зато посмотрел из окошка на типичную итальянскую деревню.
Итальянский полустанок.
Итальянский полустанок.
Считается, что баптистерий ариан (еще около 320 года Арий учил, что Христос был человеком, официальное христианство осудило арианство уже на Никейском соборе в 325 году, но среди германских народов оно было популярно) был построен в правление короля остготов Теодориха (493-526) для близлежащего собора, на месте которого сейчас стоит церковь Святого Духа. Здание баптистерия ариан имеет форму 8-угольника в плане с 4 полукруглыми апсидами.
Считается, что баптистерий ариан (еще около 320 года Арий учил, что Христос был человеком, официальное христианство осудило арианство уже на Никейском соборе в 325 году, но среди германских народов оно было популярно) был построен в правление короля остготов Теодориха (493-526) для близлежащего собора, на месте которого сейчас стоит церковь Святого Духа. Здание баптистерия ариан имеет форму 8-угольника в плане с 4 полукруглыми апсидами.
После того как Византийская империя отвоевала Равенну у германских варваров в 540 году, императора Юстиниан издал эдикт о передаче арианских храмов христианской церкви (сейчас даже говорят – православной или католической, хотя, разумеется, в то время православие и католичество составляли единую религию). В XI-XV веках баптистерием распоряжались бенедиктинские монахи. В конце XIX века здание перешло в частные руки, и было выкуплено итальянским правительством в 1914 году, после чего его отреставрировали.
В центре купола изображена сцена крещения Христа. По кругу идут фигуры 12 апостолов, которые изображены еще в древнеримских одеяниях, но уже с христианскими нимбами.
В центре купола изображена сцена крещения Христа. По кругу идут фигуры 12 апостолов, которые изображены еще в древнеримских одеяниях, но уже с христианскими нимбами.
Крестильная вода льется из клюва голубя, что отражает арианскую трактовку.
Крестильная вода льется из клюва голубя, что отражает арианскую трактовку.
Апостолы Петр и Павел.
Апостолы Петр и Павел.
Церковь на месте бывшего арианского, а затем византийского собора, при котором был построен баптистерий, и сейчас относится к православной общине – сюда ходят на службы местные румынские и молдавские иммигранты.
Церковь на месте бывшего арианского, а затем византийского собора, при котором был построен баптистерий, и сейчас относится к православной общине – сюда ходят на службы местные румынские и молдавские иммигранты.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово построена при короле остготов Теодорихе, после того как в 493 году он завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Храм находился рядом с дворцом Теодориха, а после того как в 540 году византийцы отвоевали Равенну был передан в 561 году от арианской церкви официальной христианской (православной). В IX веке в храм были перенесены мощи Святого Аполлинария. Романская колокольня – X-XI века постройки.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Спас на престоле с ангелами.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Спас на престоле с ангелами.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Поклонение волхвов и Богоматерь с младенцем.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Поклонение волхвов и Богоматерь с младенцем.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Шествие 22 мучениц.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Шествие 22 мучениц.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Равеннский порт Классис.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Равеннский порт Классис.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Дворец Теодориха.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Дворец Теодориха.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Галерея внутреннего дворика.
Храм на месте францисканской базилики Сан Франческо существовал еще в V веке, при епископе Неоне, мощи которого покоятся в главном алтаре современной церкви. К слову, в корпусах при Сан Франческо в свое время останавливался сам лорд Байрон. Романскую кампанилу (колокольню) при базилике построили в IX-XI веках. Францисканцам церковь передали в 1261 году, в 1321 здесь отпевали Данте.
Храм на месте францисканской базилики Сан Франческо существовал еще в V веке, при епископе Неоне, мощи которого покоятся в главном алтаре современной церкви. К слову, в корпусах при Сан Франческо в свое время останавливался сам лорд Байрон. Романскую кампанилу (колокольню) при базилике построили в IX-XI веках. Францисканцам церковь передали в 1261 году, в 1321 здесь отпевали Данте.
Ко всему прочему Равенна связана с жизнью Данте Алигьери. После того как в 1301 году поэт, принадлежавший к партии белых гвельфов, был вынужден покинуть родную Флоренцию, где одержали верх черные гвельфы, Данте нашел временный приют у правителя Вероны, Бартоломео делла Скала. А в 1316 году он получил приглашение от правителя Равенны, Гвидо Новелло да Полента. Именно в Равенне поэт дописывал свою «Божественную комедию».
Центральный неф базилики Сан Франческо украшен 24 колоннами из греческого мрамора, позаимствованными из древних храмов (на паре колонн даже есть языческие надписи) и деревянным потолком XIV века, имеющим форму перевернутого корабля.
Центральный неф базилики Сан Франческо украшен 24 колоннами из греческого мрамора, позаимствованными из древних храмов (на паре колонн даже есть языческие надписи) и деревянным потолком XIV века, имеющим форму перевернутого корабля.
В базилике Сан Франческо размещался семейный склеп рода Полента. Надгробие Остасио да Полента, умершего в 1396 году, выполнено из красного веронского мрамора с вставками из белого мрамора (лицо и руки).
Саркофаг IV века.
Саркофаг IV века.
Центральный неф базилики Сан Франческо украшен 24 колоннами из греческого мрамора, позаимствованными из древних храмов (на паре колонн даже есть языческие надписи).
Центральный неф базилики Сан Франческо украшен 24 колоннами из греческого мрамора, позаимствованными из древних храмов (на паре колонн даже есть языческие надписи).
Византийский саркофаг епископа Ливерия IV века в главном алтаре базилики Сан Франческо. На саркофаге изображен Христос с апостолами.
Византийский саркофаг епископа Ливерия IV века в главном алтаре базилики Сан Франческо. На саркофаге изображен Христос с апостолами.
«Фишка» базилики Сан Франческо – крипта X века с мозаичным полом, залитая водой, в которой даже плавают рыбки. Аналогичный бассейн есть и в базилике Сан Витале, где даже стоят насосы для откачки воды (вообще многие старинные подвалы Равенны заполнены водой). В крипте сохранились две надписи-эпитафии, выполненные из мраморной мозаики: одна на латыни, другая на греческом (она посвящена скончавшемуся епископу Неону, которому, видимо, принадлежала найденная в базилике в XIX веке могила из греческого мрамора с золотой диадемой внутри).
Надпись на греческом языке посвящена скончавшемуся епископу Неону.
Надпись на греческом языке посвящена скончавшемуся епископу Неону.
Палаццо Провинции.
Палаццо Провинции.
 В 1321 году Данте ездил с посольской миссией в Венецию и по дороге обратно подхватил малярию в болотах вдоль Адриатического моря, от которой и скончался. Он был похоронен в Равенне в некрополе семейства Полента при церкви Сан Франческо. Флорентийцы требовали отдать им прах земляка, но в результате запутанной истории остались ни с чем. При церкви Сан Франческо была организована мемориальная зона Данте с мавзолеем, иронично прозванном пиварола (горшочек для перца) и музеем. С марта 1944 по декабрь 1945 года, когда англо-американская авиация бомбила Равенну, для большей сохранности останки Данте были временно помещены в специальный холм. В 1921 году в зоне Данте был устроен музей поэта, куда ведет лестница.
В 1321 году Данте ездил с посольской миссией в Венецию и по дороге обратно подхватил малярию в болотах вдоль Адриатического моря, от которой и скончался. Он был похоронен в Равенне в некрополе семейства Полента при церкви Сан Франческо. Флорентийцы требовали отдать им прах земляка, но в результате запутанной истории остались ни с чем. При церкви Сан Франческо была организована мемориальная зона Данте с мавзолеем, иронично прозванном пиварола (горшочек для перца) и музеем. С марта 1944 по декабрь 1945 года, когда англо-американская авиация бомбила Равенну, для большей сохранности останки Данте были временно помещены в специальный холм. В 1921 году в зоне Данте был устроен музей поэта, куда ведет лестница.
Квадратная арка Браччофорте в зоне Данте с двумя саркофагами.
Романскую кампанилу (колокольню) при базилике Сан Франческо построили в IX-XI веках.
Баптистерий православных 8-угольной формы в плане (символизируют 7 дней Сотворения мира и 8-й день Воскресения к вечной жизни) рядом современным собором (храм V века неоднократно перестраивался и был снесен в 1734 году для возведения нового собора), возможно, построен на основе римских терм.
В начале V века баптистерий православных освящен епископом Урсусом, а в 452-468 украшен при епископе Неоне мозаиками, имеющими черты классического римского искусства. Как и в баптистерии ариан, купол баптистерия православных украшен сценами крещения Христа и фигурами 12 апостолов. Последние подобны римским патрициям во время торжественной процессии эпохи Римской империи.
В начале V века баптистерий православных освящен епископом Урсусом, а в 452-468 украшен при епископе Неоне мозаиками, имеющими черты классического римского искусства. Как и в баптистерии ариан, купол баптистерия православных украшен сценами крещения Христа и фигурами 12 апостолов. Последние подобны римским патрициям во время торжественной процессии эпохи Римской империи.
12 апостолов подобны римским патрициям во время торжественной процессии эпохи Римской империи.
12 апостолов подобны римским патрициям во время торжественной процессии эпохи Римской империи.
Баптистерий православных.
Баптистерий православных.
Современный собор в Равенне построен в 1737 году на месте раннехристианской базилики V века (ее возвели при епископе Урсусе и потому часто называют Урсиановой), перестроенной в IX-X веках. Романскую колокольню пристроили в X веке.
Современный собор в Равенне построен в 1737 году на месте раннехристианской базилики V века (ее возвели при епископе Урсусе и потому часто называют Урсиановой), перестроенной в IX-X веках. Романскую колокольню пристроили в X веке.
Современный собор в Равенне.
Современный собор в Равенне, исповедальня.
Современный равеннский собор. Амвон епископа Аньелло VI века, аналогичный демонстрируется в Архиепископском музее.
Современный равеннский собор, великолепное барочное убранство.
Современный равеннский собор, великолепное барочное убранство.
Современный равеннский собор, великолепное барочное убранство.
Современный равеннский собор, великолепное барочное убранство.
Современный равеннский собор имеет преимущественно барочный облик. В центральном внешнем портике сохранилось по паре колонн из розового гранита и греческого мрамора от первоначальной базилики.
Современный равеннский собор имеет преимущественно барочный облик. В центральном внешнем портике сохранилось по паре колонн из розового гранита и греческого мрамора от первоначальной базилики.
Памятная доска на равеннском соборе, посвященная 1140-й годовщине смерти Кирилла, создавшего славянскую письменность вместе с Мефодием. На доске также помещена цитата римского папы Иоанна Павла Второго, который, как известно, был поляком.
Памятная доска на равеннском соборе, посвященная 1140-й годовщине смерти Кирилла, создавшего славянскую письменность вместе с Мефодием. На доске также помещена цитата римского папы Иоанна Павла Второго, который, как известно, был поляком.
Архиепископский музей при равеннском соборе славится своей капеллой Святого Андрея, устроенной при епископе Петре Втором (493-519) в правления короля остготов Теодориха, и троном (кафедрой, креслом) из слоновой кости. В капелле сохранилась очень интересная мозаика, изображающая еще юного (безбородого) Христа. Трон принадлежал епископу Максимиану, при котором в VI веке в Равенне были построены храмы Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе (в бывшем римском морском порту Классис). Считается, что великолепный трон епископу подарил сам византийский император Юстиниан. Увы, внутри музея сотрудники фотографировать не разрешают.
Архиепископский музей вмещает фрагменты раннехристианских надгробий и древней базилики. Капитель.
Архиепископский музей вмещает фрагменты раннехристианских надгробий и древней базилики. Капитель.
Архиепископский музей. Амвон, идентичный тому, что стоит в соборе.
Археологический комплекс Дом с каменными коврами был обнаружен при строительстве подземных гаражей в 1993-1994 годах, вход через церковь Святой Евфимии. Комплекс существенно дополняет наше представление о многовековом развитии мозаичного искусства в Равенне.
Дом с каменными коврами, мозаика Хоровод (танец) гениев времен года VI века. Это подлинник, на полу археологи разместили точную копию.
Дом с каменными коврами, мозаика Хоровод (танец) гениев времен года VI века. Это подлинник, на полу археологи разместили точную копию.
Дом с каменными коврами включает в свой состав раннесредневековый некрополь VII-XI веков, дворец VI века периода правления Теодориха и Византии с 14 комнатами и 3 внутренними двориками, построенный прямо поперек бывшей римской дороги и украшенный мозаиками с геометрическими и растительными узорами, остатки здания период поздней Римской империи IV-V века с мозаикой Доброго пастыря, римские бани III века из мрамора с мозаиками, жилой дом II века с черно-белыми мозаиками и др.
Дом с каменными коврами включает в свой состав раннесредневековый некрополь VII-XI веков, дворец VI века периода правления Теодориха и Византии с 14 комнатами и 3 внутренними двориками, построенный прямо поперек бывшей римской дороги и украшенный мозаиками с геометрическими и растительными узорами, остатки здания период поздней Римской империи IV-V века с мозаикой Доброго пастыря, римские бани III века из мрамора с мозаиками, жилой дом II века с черно-белыми мозаиками и др.
Дом с каменными коврами. Мозаика атриума начала VI века.
Дом с каменными коврами. Мозаика атриума начала VI века.
Дом с каменными коврами. Напольная мозаика с копией Хоровода.
Дом с каменными коврами. Напольная мозаика с копией Хоровода.
Дом с каменными коврами. Остатки здания период поздней Римской империи IV-V века с мозаикой Доброго пастыря, еще не классического для более позднего христианства.
Дом с каменными коврами. Остатки здания период поздней Римской империи IV-V века с мозаикой Доброго пастыря, еще не классического для более позднего христианства.
Дом с каменными коврами. Карта Равенны времен Римской империи наглядно показывает, что город тогда стоял у самого Адриатического моря, посреди песчаных лагун и болот.
Дом с каменными коврами. Схема обнаруженных мозаик.
Дом с каменными коврами. Схема обнаруженных мозаик.
Базилику Сан Витале начали строить еще при короле остготов Теодорихе в 525 году по инициативе епископа Экклесия (522-532), который тогда же совершил поездку в Константинополь, а освятили уже при власти византийцев в 547 или 548. Храм 8-угольной формы в плане посвящен римскому солдату - Святому Виталию, который, как считается, был замучен на этом месте. Интересно, что церковь, строившаяся как чисто имперское здание, финансировалась частным лицом – равеннским банкиром греческого происхождения по имени Юлиан Аргентарий. Он пожертвовал 26 000 золотых солидов - конечно, взамен на определенные преференции: договоренности между властями и бизнесом существовали уже тогда.
Базилику Сан Витале начали строить еще при короле остготов Теодорихе в 525 году по инициативе епископа Экклесия (522-532), который тогда же совершил поездку в Константинополь, а освятили уже при власти византийцев в 547 или 548. Храм 8-угольной формы в плане посвящен римскому солдату - Святому Виталию, который, как считается, был замучен на этом месте. Интересно, что церковь, строившаяся как чисто имперское здание, финансировалась частным лицом – равеннским банкиром греческого происхождения по имени Юлиан Аргентарий. Он пожертвовал 26 000 золотых солидов - конечно, взамен на определенные преференции: договоренности между властями и бизнесом существовали уже тогда.
Раннехристианский саркофаг.
Раннехристианский саркофаг.
Водоем внутри храма. В базилике Сан Витале даже стоят насосы для откачки воды (вообще многие старинные подвалы Равенны заполнены водой).
Водоем внутри храма. В базилике Сан Витале даже стоят насосы для откачки воды (вообще многие старинные подвалы Равенны заполнены водой).
Очень интересен орнамент в виде свастики.
Очень интересен орнамент в виде свастики.
Базилика Сан Витале, общий вид алтарной части. В конхе апсиды изображен Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. С другой стороны изображен строитель церкви – Экклесий Равеннский.
Мозаики в пресвитерии со сценами жизни Авраама.
Мозаики в пресвитерии со сценами жизни Авраама.
Процессия во главе с императрицей Феодорой, женой Юстиниана, в прошлом дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. При этом у нее, как и у Юстиниана, изображен золотой нимб вокруг головы. Рядом с Феодорой изображена жена военачальника Велизария Антонина и их дочь Джованина.
Процессия во главе с императрицей Феодорой, женой Юстиниана, в прошлом дочерью циркового смотрителя, танцовщицей и куртизанкой. При этом у нее, как и у Юстиниана, изображен золотой нимб вокруг головы. Рядом с Феодорой изображена жена военачальника Велизария Антонина и их дочь Джованина.
Одно из самых известных произведений не только византийского, но и общеевропейского и мирового искусства. Процессия во главе с византийским императором Юстинианом, в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. Юстиниан и Феодора представлены на мозаиках как дарители: при Юстиниане византийская церковь получила экономические и юридические льготы, он даровал ей земли и имущество. В свите Юстиниана виден и епископ Максимиан, фигура которого даже подписана. Между Юстинианом и Максимианом стоит либо спонсор строительства базилики – грек Юлиан Аргентарий, либо военачальник Велизарий, который отвоевал для Византии Равенну у готов.
Одно из самых известных произведений не только византийского, но и общеевропейского и мирового искусства. Процессия во главе с византийским императором Юстинианом, в прошлом небогатым иллирийским крестьянином. Юстиниан и Феодора представлены на мозаиках как дарители: при Юстиниане византийская церковь получила экономические и юридические льготы, он даровал ей земли и имущество. В свите Юстиниана виден и епископ Максимиан, фигура которого даже подписана. Между Юстинианом и Максимианом стоит либо спонсор строительства базилики – грек Юлиан Аргентарий, либо военачальник Велизарий, который отвоевал для Византии Равенну у готов.
Фрески купола выполнены уже в 1780 году болонскими и венецианскими мастерами.
Фрески купола выполнены уже в 1780 году болонскими и венецианскими мастерами.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому