Турист Глеб (Bumba201)
Глеб
был 29 декабря 2022 11:36
Фотоальбом

Рязанщина — Арсания

В первые века нашей эры на территории современной Рязанской области существовало протогосударство, или, как говорят историки, варварское королевство, включавшее в свой состав население индоевропейского (потомки фатьяновцев, прабалты и праславяне) и финно-угорского происхождения (будущие мещера, мурома и мордва). Оно находилось на торговых путях между странами Востока и Европы и на пути из варяг в греки и неплохо себя чувствовало в экономическом плане, как, например, соседние аналогичные протогосударства — Волжская Булгария и Хазарский каганат. В более поздний период это образование стало известно под названием «Артания», или «Арсания», от которого, судя по всему, и произошло наименование «Рязань».

Основу населения этой территории составляли носители городецкой культуры железного века (VII век до н. э. — II век н. э.), которая названа по раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым Городецкому городищу около города Спасск-Рязанский и городища Старая Рязань. По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны — предки мордвы и марийцев. Они мигрировали сюда из Урало-Камского региона.

В то же время название Рязани и Арсании связывают с другим финно-угорским племенем — эрзя. Сейчас это народ в составе современной мордвы, вторую часть которой составляет мокша. Некоторые исследователи полагают, что предки мокши как раз и пришли из Урало-Камского региона. А вот эрзя связывают с исчезнувшим народом мещера — скорее всего он относился к балтийским финнам, то есть был ближе по происхождению к ливам и эстам, предкам современных эстонцев. Мещера была частично ассимилирована славянами, частично оттеснена ими к юго-востоку и влилась в состав мордвы. Примерно как карелы, частично вошедшие в состав русских, частично — финнов.

Вероятно, государственность на земли финно-угров принесли германцы. Античный историк Иордан писал о том, что король готов Германарих покорил множество северных племен, в числе которых назывались Merens (меря), Mordens (мордва) и Imniscaris (мещера). Благодаря «драгоценным металлам, продуктам пчеловодства и ценным мехам» Нижняя Ока до Волги, а затем вверх по Каме и далее за притоки Камы Чусовую и Белую до золотых гор Урала привлекала торговцев. Экспедиции готов имели целью захватить эти речные торговые пути.

Само государство готов вполне ожидаемо носило наименование «Готия» (по предположениям историков) и совпадало с распространением хорошо известной археологам черняховской культуры. Причем совсем не обязательно готы составляли в нем бьлшинство, скорее правящее меньшинство, как в Галлии, которая по имени германского же племени франков стала называться Францией. Этнический состав варварского королевства Готия был весьма пестрым: германцы, славяне (в основном восточные, но и западные тоже), балты (тоже в основном восточные, но и западные тоже — галинды, известные также как голядь), ираноязычные кочевники сармато-аланы (их потомки — современные осетины), греки, жившие по берегам Черного моря в городах вроде Херсонеса и др. Увы, государство Германариха пало под натиском гуннов в 370-е годы, но совершенно точно можно сказать, что оно стало дальним предшественником более поздней Киевской Руси, как Волжская Булгария — Казанского ханства, а Хазарский каганат — Астраханского ханства.

Под давлением гуннов черняховское население мигрировало в разных направлениях. Например, германцы готы ушли на запад и затем переселились на территорию Римской империи, а западные балты галинды (голядь) ушли на Верхнюю Оку, где и осели (мощинская культура). В IV–V веках н. э. черняховцы из мощинского региона (балты и славяне) переместились в рязанское течение Оки, где жили финно-угры — потомки носителей городецкой культуры. На основе взаимодействия всех этих народностей сложился новый вариант культуры рязано-окских могильников. В частности, под влиянием славян финно-угры при похоронах перешли от обряда трупоположения к трупосожжению. Также здесь появился особый вид фибул (застежек для одежды), имевший прототипы на Среднем Поднепровье. Можно говорить о сложении народности мещера, которая, как и родственный народ меря, изначально являясь чисто финно-угорской, впитала в себя очень многие славянские черты и в итоге в основном влилась в состав русского народа.

Государство готов вполне ожидаемо носило наименование «Готия» (по предположениям историков) и совпадало с распространением хорошо известной археологам черняховской культуры. Увы, государство Германариха пало под натиском гуннов в 370-е годы, но совершенно точно можно сказать, что оно стало дальним предшественником более поздней Киевской Руси, как Волжская Булгария – Казанского ханства, а Хазарский каганат – Астраханского ханства.
Государство готов вполне ожидаемо носило наименование «Готия» (по предположениям историков) и совпадало с распространением хорошо известной археологам черняховской культуры. Увы, государство Германариха пало под натиском гуннов в 370-е годы, но совершенно точно можно сказать, что оно стало дальним предшественником более поздней Киевской Руси, как Волжская Булгария – Казанского ханства, а Хазарский каганат – Астраханского ханства.
Этнический состав этого варварского королевства был весьма пестрым: германцы, славяне (в основном восточные, но и западные тоже), балты (тоже в основном восточные, но и западные тоже – галинды, известные также как голядь), ираноязычные кочевники сармато-аланы (их потомки – современные осетины), греки, жившие по берегам Черного моря в городах вроде Херсонеса и др. (Карта из книги авторитетного историка В.В. Седова "Славяне в древности").
Этнический состав этого варварского королевства был весьма пестрым: германцы, славяне (в основном восточные, но и западные тоже), балты (тоже в основном восточные, но и западные тоже – галинды, известные также как голядь), ираноязычные кочевники сармато-аланы (их потомки – современные осетины), греки, жившие по берегам Черного моря в городах вроде Херсонеса и др. (Карта из книги авторитетного историка В.В. Седова "Славяне в древности").
Под давлением гуннов черняховское население мигрировало в разных направлениях. западные балты галинды (голядь) ушли на Верхнюю Оку, где и осели (мощинская культура). В IV-V веках н.э. черняховцы из мощинского региона (балты и славяне) переместились в рязанское течение Оки, где жили финно-угры – потомки носителей городецкой культуры. На основе взаимодействия всех этих народностей сложился новый вариант культуры рязано-окских могильников. В частности, под влиянием славян финно-угры при похоронах перешли от обряда трупоположения к трупосожжению. Также здесь появился особый вид фибул (застежек для одежды), имевший прототипы на Среднем Поднепровье. Можно говорить о сложении народности мещера, которая, как и родственный народ меря, изначально являясь чисто финно-угорской, впитала в себя очень многие славянские черты и в итоге в основном влилась в состав русского народа.(Карта из книги авторитетного историка В.В. Седова "Славяне в древности").
Под давлением гуннов черняховское население мигрировало в разных направлениях. западные балты галинды (голядь) ушли на Верхнюю Оку, где и осели (мощинская культура). В IV-V веках н.э. черняховцы из мощинского региона (балты и славяне) переместились в рязанское течение Оки, где жили финно-угры – потомки носителей городецкой культуры. На основе взаимодействия всех этих народностей сложился новый вариант культуры рязано-окских могильников. В частности, под влиянием славян финно-угры при похоронах перешли от обряда трупоположения к трупосожжению. Также здесь появился особый вид фибул (застежек для одежды), имевший прототипы на Среднем Поднепровье. Можно говорить о сложении народности мещера, которая, как и родственный народ меря, изначально являясь чисто финно-угорской, впитала в себя очень многие славянские черты и в итоге в основном влилась в состав русского народа.(Карта из книги авторитетного историка В.В. Седова "Славяне в древности").
Карта распространения культуры рязано-окских могильников в краеведческом музее пгт Шилово (известен как древнерусский город Неренск не позднее конца XI века).
Карта распространения культуры рязано-окских могильников в краеведческом музее пгт Шилово (известен как древнерусский город Неренск не позднее конца XI века).
Хотя мещера оказалась вроде бы на окраине таких государств, как Киевская Русь и Волжская Булгария, среди лесов и болот, в то же время территория этой народности находилась на оживленных торговых путях между востоком и западом, севером и югом, существовавших не одно столетие.
Хотя мещера оказалась вроде бы на окраине таких государств, как Киевская Русь и Волжская Булгария, среди лесов и болот, в то же время территория этой народности находилась на оживленных торговых путях между востоком и западом, севером и югом, существовавших не одно столетие.
Современный пгт Шилово расположен в самом сердце бывшего ареала обитания мещеры. На месте пгт не позднее конца XI века на Оке существовал древнерусский город Неренск. Вокруг Шилово обнаружено множество финно-угорских городищ, не говоря про городище древнерусского города Старая Рязань, который по количеству обнаруженных кладов уступает только Киеву. В самом Шилово работает краеведческий музей, где демонстрируются предметы культуры рязано-окских могильников из близлежащих городищ Борок и Ундрих. Среди находок особого внимания заслуживают берестяные грамоты с рунической письменностью, явно привнесенной готами.
Мещера обитала среди болот, богатых железными рудами, и активно экспортировала как железо, так и изделия из него, включая мечи, выполненные в дамасской технологии.
Великолепное женское украшение мещеры (надевалось на голову). Хорошо известные археологам и историкам шумящие подвески.
Великолепное женское украшение мещеры (надевалось на голову). Хорошо известные археологам и историкам шумящие подвески.
Женские украшения.
Речные торговые пути связывали мещеру с Балтийским и Черным морями, Европой и восточными государствами.
Речные торговые пути связывали мещеру с Балтийским и Черным морями, Европой и восточными государствами.
Культура рязанско-окских могильников плавно развилась из предшествующей городецкой, которая просуществовала вплоть до III-IV веков н.э. Уже в IX-VIII веках до н.э. городецкие племена освоили металлургию железа, которое вначале выплавлялось из болотных руд в глиняных кувшинах, стоявших на открытом огне, а позднее и в специальных печах.
Культура рязанско-окских могильников плавно развилась из предшествующей городецкой, которая просуществовала вплоть до III-IV веков н.э. Уже в IX-VIII веках до н.э. городецкие племена освоили металлургию железа, которое вначале выплавлялось из болотных руд в глиняных кувшинах, стоявших на открытом огне, а позднее и в специальных печах.
Украшения мещерских женщин впоследствии сильно повлияли на форму украшений рязанских женщин.
Украшения мещерских женщин впоследствии сильно повлияли на форму украшений рязанских женщин.
В российской и советской историографии была широко распространена версия о мирном освоении восточными славянами земель финно-угорских народов. На самом деле, конечно, военные столкновения случались очень часто: в землях мещеры находят очень много оружия и следов насильственной гибели городищ и их жителей. Также известны летописные сообщения о войнах, которые позднее русские князья вели с родственной мещере мордвой. С другой стороны, разница в экономических моделях допускала длительное сосуществование разных народов на одной территории. Кочевники пасли свои стада в степях, славяне распахивали свободные места под пашню, а финно-угры селились на непригодных для земледелия песчаных дюнах, поросших лесом, вблизи водоемов, где занимались рыболовством и охотой. Такая модель была широко распространена и у финно-угров, и у балтов. Яркий пример такого городища на крупной дюне - песчаная гряда Ундрих к северо-востоку от Шилово.
В российской и советской историографии была широко распространена версия о мирном освоении восточными славянами земель финно-угорских народов. На самом деле, конечно, военные столкновения случались очень часто: в землях мещеры находят очень много оружия и следов насильственной гибели городищ и их жителей. Также известны летописные сообщения о войнах, которые позднее русские князья вели с родственной мещере мордвой. С другой стороны, разница в экономических моделях допускала длительное сосуществование разных народов на одной территории. Кочевники пасли свои стада в степях, славяне распахивали свободные места под пашню, а финно-угры селились на непригодных для земледелия песчаных дюнах, поросших лесом, вблизи водоемов, где занимались рыболовством и охотой. Такая модель была широко распространена и у финно-угров, и у балтов. Яркий пример такого городища на крупной дюне - песчаная гряда Ундрих к северо-востоку от Шилово.
Два мещерских пояса VIII века в краеведческом музее пгт Шилово. Найдены в районе села Задубровье. Заведующий музейным  отделом Александр Гаврилов считает, что пояса относятся к статусным поясам эпохи переселения народа и являлись знаками отличия. Малый пояс принадлежал сотнику, большой – военачальнику более высокого ранга.
Два мещерских пояса VIII века в краеведческом музее пгт Шилово. Найдены в районе села Задубровье. Заведующий музейным отделом Александр Гаврилов считает, что пояса относятся к статусным поясам эпохи переселения народа и являлись знаками отличия. Малый пояс принадлежал сотнику, большой – военачальнику более высокого ранга.
Оружие второй половины VII века в краеведческом музее пгт Шилово.
Оружие второй половины VII века в краеведческом музее пгт Шилово.
В 964 году великий князь киевский Святослав Игоревич (945-972) предпринял поход против Хазарского каганата, завершившийся его разгромом. Вероятно, маршрут похода проходил через земли современного Шиловского района Рязанской области («…иде на Оку реку и на Волгу»), которые с этого времени вошли в состав Древней Руси, а в числе данников великого князя киевского летопись отмечает и мордву. Судя по всему, Святослав разгромил не только Хазарский каганат, но и Арсанию мещеры.
Из Википедии: Арсания или Артания (араб. ارثانية‎ ’Arṯāniya) — по арабским источникам X века, один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород). О ней писал в 970-е годы Абу Исхак аль-Истахри в труде «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик». Его сведения восходят к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920 года, и воспроизводятся также у Ибн Хаукаля и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси. Сообщается, что арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Куйабу и торгуют свинцом и соболями. Попутно Святослав обложил данью и вятичей, но, конечно, об их полном подчинении киевским князьям не было и речи еще на столетия вперед. Вот как сообщают об этом летописи: «И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем — Кому дань даете? — Они же реша — Козаром по щьлягу от рала даем. Вятиче победи Святослав, и дань на них възложи.
В 964 году великий князь киевский Святослав Игоревич (945-972) предпринял поход против Хазарского каганата, завершившийся его разгромом. Вероятно, маршрут похода проходил через земли современного Шиловского района Рязанской области («…иде на Оку реку и на Волгу»), которые с этого времени вошли в состав Древней Руси, а в числе данников великого князя киевского летопись отмечает и мордву. Судя по всему, Святослав разгромил не только Хазарский каганат, но и Арсанию мещеры. Из Википедии: Арсания или Артания (араб. ارثانية‎ ’Arṯāniya) — по арабским источникам X века, один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород). О ней писал в 970-е годы Абу Исхак аль-Истахри в труде «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик». Его сведения восходят к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920 года, и воспроизводятся также у Ибн Хаукаля и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси. Сообщается, что арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Куйабу и торгуют свинцом и соболями. Попутно Святослав обложил данью и вятичей, но, конечно, об их полном подчинении киевским князьям не было и речи еще на столетия вперед. Вот как сообщают об этом летописи: «И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем — Кому дань даете? — Они же реша — Козаром по щьлягу от рала даем. Вятиче победи Святослав, и дань на них възложи.
По данным археологии в X в. финно-угорские городища и селища в бассейне среднего течения реки Оки внезапно и быстро пустеют, а на их месте возникают многочисленные поселения славян, прежде всего вятичей. С севера проникали на земли Рязанского края восточнославянские племена кривичей. Но именно вятичи сыграли решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци». На карте звездочками отмечены современное Шилово (красная) и городище Терехово (зеленая). Рядом с Терехово расположена и песчаная гряда Ундрих, где были найдены многие предметы финно-угров, ныне хранящиеся в музее в Шилово. Есть несколько версий о местонахождении Арсании, в том числе она сопоставляется с Рязанщиной. В таком случае речь идет именно о землях мещеры-эрзя. Эрзянь-Рязань – одна из распространенных версий происхождения названия.
По данным археологии в X в. финно-угорские городища и селища в бассейне среднего течения реки Оки внезапно и быстро пустеют, а на их месте возникают многочисленные поселения славян, прежде всего вятичей. С севера проникали на земли Рязанского края восточнославянские племена кривичей. Но именно вятичи сыграли решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци». На карте звездочками отмечены современное Шилово (красная) и городище Терехово (зеленая). Рядом с Терехово расположена и песчаная гряда Ундрих, где были найдены многие предметы финно-угров, ныне хранящиеся в музее в Шилово. Есть несколько версий о местонахождении Арсании, в том числе она сопоставляется с Рязанщиной. В таком случае речь идет именно о землях мещеры-эрзя. Эрзянь-Рязань – одна из распространенных версий происхождения названия.
Одно из крупнейших городищ мещеры – Терехово, располагалось на торговом пути по Оке, как и большинство других поселений. Сейчас место, где было городище, находится на песчаном холме у озеро Чудино, имеющего форму изгиба реки. Это действительно старица (старое русло Оки), а название озера, как и, например, Чудского, говорит о том, что здесь жила чудь – так славяне называли финно-угров. У подножия городища сохранились следы ям, в которых мещера добывала железную руду. Возможно, железо и изделия из него были основным предметом экспорта из этой земли. Это еще не само городище, а холм рядом, который скорее всего тоже был обитаем финно-уграми.
Одно из крупнейших городищ мещеры – Терехово, располагалось на торговом пути по Оке, как и большинство других поселений. Сейчас место, где было городище, находится на песчаном холме у озеро Чудино, имеющего форму изгиба реки. Это действительно старица (старое русло Оки), а название озера, как и, например, Чудского, говорит о том, что здесь жила чудь – так славяне называли финно-угров. У подножия городища сохранились следы ям, в которых мещера добывала железную руду. Возможно, железо и изделия из него были основным предметом экспорта из этой земли. Это еще не само городище, а холм рядом, который скорее всего тоже был обитаем финно-уграми.
Дорога на городище Терехово. Из Википедии: Тереховское городище содержит культурные слои эпохи бронзы и раннего железного века (2 тыс. до н.э. — VII в. н.э.): фрагменты керамики, каменные орудия, изделия из бронзы и железа. При раскопках были найдены глиняные фигурки, покрытые странными знаками, похожими на руническую письменность. В конце 1 тыс. н. э. Тереховское городище было одним из наиболее крупных неславянских поселений Приокского края, возможно даже — столицей Артании, древнего государства, о котором сообщали арабские путешественники.
Дорога на городище Терехово. Из Википедии: Тереховское городище содержит культурные слои эпохи бронзы и раннего железного века (2 тыс. до н.э. — VII в. н.э.): фрагменты керамики, каменные орудия, изделия из бронзы и железа. При раскопках были найдены глиняные фигурки, покрытые странными знаками, похожими на руническую письменность. В конце 1 тыс. н. э. Тереховское городище было одним из наиболее крупных неславянских поселений Приокского края, возможно даже — столицей Артании, древнего государства, о котором сообщали арабские путешественники.
Само городище. Интересно, что финно-угры почти везде выбирали для проживания очень похожие места. Из Википедии: Расположенное в пойме двух рек, Оки и Тырницы, Терехово окружено целой системой озер. К северу находятся озера Судовое, Заводка, Тоня. К востоку — пойменные озера Канижи, Кривая Негань и Вощерка. К западу и югу — большой лесной массив (Тереховская дубрава) с урочищами Озерки, Пёсье и Берзятино и наиболее крупные озера — Свинное, Чудино и Кужиха. 
Да это же просто Карелия или Финляндия какая-то! Лично мне городище напомнило аналогичное городище карелов Хелюля у городка Сортавала к северу от Ладоги. Вид горы Паасо в Хелюля, где было карельское городище, есть в этом альбоме по югу Карелии: <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://bumba201.tourister.ru/photoalbum/32718" class="ext_link" target="_blank">https://bumba201.tourister.ru/photoalbum/32718</a>
Само городище. Интересно, что финно-угры почти везде выбирали для проживания очень похожие места. Из Википедии: Расположенное в пойме двух рек, Оки и Тырницы, Терехово окружено целой системой озер. К северу находятся озера Судовое, Заводка, Тоня. К востоку — пойменные озера Канижи, Кривая Негань и Вощерка. К западу и югу — большой лесной массив (Тереховская дубрава) с урочищами Озерки, Пёсье и Берзятино и наиболее крупные озера — Свинное, Чудино и Кужиха. Да это же просто Карелия или Финляндия какая-то! Лично мне городище напомнило аналогичное городище карелов Хелюля у городка Сортавала к северу от Ладоги. Вид горы Паасо в Хелюля, где было карельское городище, есть в этом альбоме по югу Карелии: https://bumba201.tourister.ru/photoalbum/32718
Озеро Чудино имеет форму изгиба реки. Это действительно старица (старое русло Оки), а название озера, как и, например, Чудского, говорит о том, что здесь жила чудь – так славяне называли финно-угров. На дне озера, как и почти повсюду в здешних местах, часто находят древнее оружие.
Озеро Чудино имеет форму изгиба реки. Это действительно старица (старое русло Оки), а название озера, как и, например, Чудского, говорит о том, что здесь жила чудь – так славяне называли финно-угров. На дне озера, как и почти повсюду в здешних местах, часто находят древнее оружие.
Озеро Чудино имеет форму изгиба реки. Это действительно старица (старое русло Оки), а название озера, как и, например, Чудского, говорит о том, что здесь жила чудь – так славяне называли финно-угров. Вид на Чудино с городища.
Озеро Чудино имеет форму изгиба реки. Это действительно старица (старое русло Оки), а название озера, как и, например, Чудского, говорит о том, что здесь жила чудь – так славяне называли финно-угров. Вид на Чудино с городища.
Вид с городища на другую сторону озера Чудино.
Вид с городища на другую сторону озера Чудино.
Вход на Тереховское городище. Скорее всего по периметру холма стоял деревянный палисад, а здесь была проездная башня. Из Википедии: Тереховское городище содержит культурные слои эпохи бронзы и раннего железного века (2 тыс. до н.э. — VII в. н.э.): фрагменты керамики, каменные орудия, изделия из бронзы и железа. При раскопках были найдены глиняные фигурки, покрытые странными знаками, похожими на руническую письменность. В конце 1 тыс. н. э. Тереховское городище было одним из наиболее крупных неславянских поселений Приокского края, возможно даже — столицей Артании, древнего государства, о котором сообщали арабские путешественники. Этой версии придерживается историк Гаврилов из Шилова, который и водил нас по этим местам. Моя личная версия: столица Арсании была на месте городища Старая Рязань, вернее, в его древнейшей части.
Яма "черных копателей". Любители истории и наживы часто копают на финно-угорских городищах. По данным археологии в X в. финно-угорские городища и селища в бассейне среднего течения реки Оки внезапно и быстро пустеют, а на их месте возникают многочисленные поселения славян, прежде всего вятичей. Войско Святослава разрушило и Терехово городище, одна из версий происхождения его названия - от финно-угорского тюрих - место битвы. Археологи действительно нашли следы пожарища и останки убитых мещеряков. Это наглядно говорит о том, что славизация финно-угорских земель далеко не всегда была мирной
Яма "черных копателей". Любители истории и наживы часто копают на финно-угорских городищах. По данным археологии в X в. финно-угорские городища и селища в бассейне среднего течения реки Оки внезапно и быстро пустеют, а на их месте возникают многочисленные поселения славян, прежде всего вятичей. Войско Святослава разрушило и Терехово городище, одна из версий происхождения его названия - от финно-угорского тюрих - место битвы. Археологи действительно нашли следы пожарища и останки убитых мещеряков. Это наглядно говорит о том, что славизация финно-угорских земель далеко не всегда была мирной
Склон холма, на котором располагается Терехово городище. Из Википедии: В X в. Тереховское городище пало под ударами врага, — об этом свидетельствуют многочисленные находки оружия и слой золы на его территории. Хорошо защищённый самой природой, мыс у озера Чудино и в дальнейшем не потерял своего оборонного значения. В XI — начале XIII вв. здесь существовало древнерусское городище, заброшенное, вероятно, после монголо-татарского нашествия.
Склон холма, на котором располагается Терехово городище. Из Википедии: В X в. Тереховское городище пало под ударами врага, — об этом свидетельствуют многочисленные находки оружия и слой золы на его территории. Хорошо защищённый самой природой, мыс у озера Чудино и в дальнейшем не потерял своего оборонного значения. В XI — начале XIII вв. здесь существовало древнерусское городище, заброшенное, вероятно, после монголо-татарского нашествия.
Недалеко от Шилово и Тереховского городища находится знаменитый Пьяный лес. Деревья здесь в некоторых местах имеют такую странную форму. Сосны сажали специально, чтобы закрепить песчаные почвы (дюны) от расползания и перемещения.
Недалеко от Шилово и Тереховского городища находится знаменитый Пьяный лес. Деревья здесь в некоторых местах имеют такую странную форму. Сосны сажали специально, чтобы закрепить песчаные почвы (дюны) от расползания и перемещения.
Есть разные версии относительно причин такой формы деревьев, самые распространенные - геомагнитная аномалия и особенности произрастания на песке. Вторая версия выглядит более достоверной, так как аналогичный Танцующий лес есть на Куршской косе на Балтийском море, где сосны также сажали на песчаных дюнах для их фиксации. Некоторые путешественники говорят, что видели аналогичную аномалию в Выборгском районе Ленобласти. И опять же - везде в таких местах долгое время жили финно-угры. Их экономика позволяла не заниматься земледелием, которое на песчаных почвах как-то не очень эффективно))
Есть разные версии относительно причин такой формы деревьев, самые распространенные - геомагнитная аномалия и особенности произрастания на песке. Вторая версия выглядит более достоверной, так как аналогичный Танцующий лес есть на Куршской косе на Балтийском море, где сосны также сажали на песчаных дюнах для их фиксации. Некоторые путешественники говорят, что видели аналогичную аномалию в Выборгском районе Ленобласти. И опять же - везде в таких местах долгое время жили финно-угры. Их экономика позволяла не заниматься земледелием, которое на песчаных почвах как-то не очень эффективно))
Скорее всего в Пьяном лесу было языческое капище финно-угров, по крайней мере рядом есть следы их городища.
Славянизация финно-угорских земель заняла не один век. С севера на земли мещеры проникали славянские племена кривичей. Но именно решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины сыграли вятичи: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци».
Славянизация финно-угорских земель заняла не один век. С севера на земли мещеры проникали славянские племена кривичей. Но именно решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины сыграли вятичи: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци».
Славянизация финно-угорских земель заняла не один век. С севера на земли мещеры проникали славянские племена кривичей. Но решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины сыграли вятичи: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци». В дальнейшем черниговские князья десятилетиями пытались подчинить себе вятичей, который отпадали от них при любой возможности. Вятичи вообще были очень особенным племенем среди остальных славян, составивших население Киевской Руси. Они частично ассимилировали мещеру, а также балтов (видимо, голядь). При этом сами вятичи пришли на земли будущей Руси относительно поздно "от ляхов", то есть с территории современной Польши и по сути могут считаться не восточными, а западными славянами. Их название восходит к древнему индоевропейскому племенному наименованию венедов, которые дали название современной Венеции. Есть еще версия: дескать, имя Вятко представляет собой уменьшительную форму от личного имени Вячеслав, прасл. *vętjeslavъ, ср. чеш. Vaclav, то есть западнославянского имени.
Славянизация финно-угорских земель заняла не один век. С севера на земли мещеры проникали славянские племена кривичей. Но решающую роль в этногенезе современного населения Рязанщины сыграли вятичи: «А Вятко седе по Оце, от него же прозвашася вятичи, иже есть рязанци», или «…и седоша ту, и прозвашася рязаньци». В дальнейшем черниговские князья десятилетиями пытались подчинить себе вятичей, который отпадали от них при любой возможности. Вятичи вообще были очень особенным племенем среди остальных славян, составивших население Киевской Руси. Они частично ассимилировали мещеру, а также балтов (видимо, голядь). При этом сами вятичи пришли на земли будущей Руси относительно поздно "от ляхов", то есть с территории современной Польши и по сути могут считаться не восточными, а западными славянами. Их название восходит к древнему индоевропейскому племенному наименованию венедов, которые дали название современной Венеции. Есть еще версия: дескать, имя Вятко представляет собой уменьшительную форму от личного имени Вячеслав, прасл. *vętjeslavъ, ср. чеш. Vaclav, то есть западнославянского имени.
Женские украшения мещеряков в IX-X веках. Как пишут в модных журналах: на модели шумящие височные подвески, шумящие ожерелья, нагрудная круглая бляха, ажурная пряжка с привесками, подвеска к поясу – игольница, спиралевидные браслеты и пр. – все из бронзы.
Вооружение мещеряков в IX-X веках.
Слева вверху – импортные зеркала IX-X веков, посередине бусы того же времени из сердолика и мрамора, справа вверху – дирхемы той же эпохи, справа внизу – горшочек с янтарем.
Слева вверху – импортные зеркала IX-X веков, посередине бусы того же времени из сердолика и мрамора, справа вверху – дирхемы той же эпохи, справа внизу – горшочек с янтарем.
Справа мы видим восстановленное одеяние "восточнославянской" жительницы Рязанщины. Что-то подсказывает, что в ней не так уж и много восточнославянского. :)
На самом деле, здесь идет речь о более позднем этапе славянизации Рязанской земли, которая, как и в целом освоение славянами территории Центральной России, затянулась на многие века. Первые группы славян появляются на Верхней Оке уже в IV-V веках, а в Рязанском (Среднем) Поочье – в VI-VII веках.
Кольчуга в краеведческом музее пгт Шилово происходит из кургана Добрыни Никитича, раскопанного в советское время недалеко от Шилово.
Карта из книги А.К. Зайцева "Черниговское княжество в X-XIII веках". Хорошо видно, что княжеская экспансия с Днепра шла в том же направлении и тем же маршрутом, что ходил Святослав, ранее переселялись на северо-восток восточные славяне, а еще раньше - ходили походами на финно-угров готы Германариха.
Карта из книги А.К. Зайцева "Черниговское княжество в X-XIII веках". Хорошо видно, что княжеская экспансия с Днепра шла в том же направлении и тем же маршрутом, что ходил Святослав, ранее переселялись на северо-восток восточные славяне, а еще раньше - ходили походами на финно-угров готы Германариха.
Карта из книги А.К. Зайцева "Черниговское княжество в X-XIII веках". Современная Рязань - результат княжеской колонизации из Черниговского княжества на землях мещеры. Об этом писал еще известный дореволюционный историк Иловайский. Не зря Рязань веками называлась Переяславль-Рязанский (по названию Переяславля на Днепре), а местный кремль построен у слияния речек Лыбедь(названа по реке в Киеве) и Трубеж (по реке в Переяславле). Между тем Старая Рязань, бывшая огромным городом во времена Киевской Руси, была разрушена в 1237 году ордой Батыя, а 30 лет ранее - Всеволодом Большое Гнездо во время княжеских междуусобиц. На мой взгляд, именно Старая Рязань и была столицей Арсании еще в финно-угорские времена.
Карта из книги А.К. Зайцева "Черниговское княжество в X-XIII веках". Современная Рязань - результат княжеской колонизации из Черниговского княжества на землях мещеры. Об этом писал еще известный дореволюционный историк Иловайский. Не зря Рязань веками называлась Переяславль-Рязанский (по названию Переяславля на Днепре), а местный кремль построен у слияния речек Лыбедь(названа по реке в Киеве) и Трубеж (по реке в Переяславле). Между тем Старая Рязань, бывшая огромным городом во времена Киевской Руси, была разрушена в 1237 году ордой Батыя, а 30 лет ранее - Всеволодом Большое Гнездо во время княжеских междуусобиц. На мой взгляд, именно Старая Рязань и была столицей Арсании еще в финно-угорские времена.
Алатырь-камень в древнему рву Старой Рязани. Финно-угры, балты и славяне долгое время поклонялись таким ледниковым валунам - достаточно вспомнить Синий камень на Плещеевом озере под Переяславлем-Залесским в бывших землях финно-угорской народности меря. Недалеко от Терехова городища тоже есть подобный Синий камень. Туристы до си пор пытаются творить вокруг него псевдоязыческие обряды. С Алатырь-камнем - та же история. Такие камни считались источником плодородия (любого), поэтому и сейчас на Алатырь-камне лежат монеты, зерна и фигурка ребенка.
Алатырь-камень в древнему рву Старой Рязани. Финно-угры, балты и славяне долгое время поклонялись таким ледниковым валунам - достаточно вспомнить Синий камень на Плещеевом озере под Переяславлем-Залесским в бывших землях финно-угорской народности меря. Недалеко от Терехова городища тоже есть подобный Синий камень. Туристы до си пор пытаются творить вокруг него псевдоязыческие обряды. С Алатырь-камнем - та же история. Такие камни считались источником плодородия (любого), поэтому и сейчас на Алатырь-камне лежат монеты, зерна и фигурка ребенка.
Группа археологов на раскопках на городище Старая Рязань. Здесь было найдено в общей сложности 17 кладов времен Киевской Руси - больше только в Киеве.
Группа археологов на раскопках на городище Старая Рязань. Здесь было найдено в общей сложности 17 кладов времен Киевской Руси - больше только в Киеве.
Археологический раскоп.
Археологический раскоп.
Археологический раскоп.
Археологический раскоп.
Археологический раскоп.
Археологический раскоп.
Арка Борисоглебского собора XIX века на городище Старая Рязань.
Арка Борисоглебского собора XIX века на городище Старая Рязань.
Городище Старая Рязань.
Городище Старая Рязань.
Городище Старая Рязань.
Городище Старая Рязань.
Городище Старая Рязань. План-схема. Как и почти везде в таких местах, люди жили здесь даже не столетиями, а тысячелетиями. К югу от городища обнаружено доисторическое поселение Шатрище, а к северу - Фатьяновка. Таких поселений на Рязанщине достаточно много. Причем они относились как к предкам финно-угров - городецкой культуре, так и к индоевропейцам фатьяновской культуры, которые стали переселяться сюда из Европы задолго до славян. Фатьяновцы точно были индоевропейцами, а вот славянами, балтами или еще кем - сказать нельзя, тогда таких общностей еще даже не возникло. Фатьяновцы пришли в эти места во 2 тыс. до н.э. тем же путем, которым века спустя шла славянская колонизация. Во второй половине того же тысячелетия в бассейн Средней Оки вторгается с юга вторая волна индоевропейских переселенцев, носителей поздняковской культуры (по находкам у села Поздняково близ Касимова).
Вид на древнейшую часть городища Старая Рязань (справа), где жили еще мещеряки. Сам Кром сейчас копать нельзя, так как там располагается действующее кладбище местных жителей.
Вид на древнейшую часть городища Старая Рязань (справа), где жили еще мещеряки. Сам Кром сейчас копать нельзя, так как там располагается действующее кладбище местных жителей.
На Подоле древнего городища до сих пор живут люди. Подол был заселен и в древние времена, и скорей всего в будущем археологи еще найдут там много интересного.
На Подоле древнего городища до сих пор живут люди. Подол был заселен и в древние времена, и скорей всего в будущем археологи еще найдут там много интересного.
Вид на понтонный мост через Оку, который летом соединяет Старую Рязань с городком Спасск-Рязанский.
Вид на понтонный мост через Оку, который летом соединяет Старую Рязань с городком Спасск-Рязанский.
Городище Старая Рязань. Хорошо видны древние валы и место, где стояла проездная башня. Огромная для средневекового города территория Старой Рязани заставляет историков предполагать, что здесь могли жить до 8-10 тысяч человек.
Городище Старая Рязань. Хорошо видны древние валы и место, где стояла проездная башня. Огромная для средневекового города территория Старой Рязани заставляет историков предполагать, что здесь могли жить до 8-10 тысяч человек.
Городище Старая Рязань. Древний ров.
Городище Старая Рязань. Древний ров.
Городище Старая Рязань. Древний проезд к Оке - судя по всему, это известные археологам Оковские ворота. Кстати, интересно, как жители Старой Рязани, которых было несколько тысяч, доставали воду? Точно не ведрами из Оки носили. И колодцев тут тоже не обнаружено - слишком глубоко копать. Есть версия, что город снабжался водой из водохранилища, образованного плотиной на речке Серебрянка (сейчас это ручей), впадающей в Оку.
Городище Старая Рязань. Древний проезд к Оке - судя по всему, это известные археологам Оковские ворота. Кстати, интересно, как жители Старой Рязани, которых было несколько тысяч, доставали воду? Точно не ведрами из Оки носили. И колодцев тут тоже не обнаружено - слишком глубоко копать. Есть версия, что город снабжался водой из водохранилища, образованного плотиной на речке Серебрянка (сейчас это ручей), впадающей в Оку.
Вид с городища Старая Рязань на Оку. И да, название реки - тоже финно-угорское, в финском языке и сейчас йоки - это река.
Вид с городища Старая Рязань на Оку. И да, название реки - тоже финно-угорское, в финском языке и сейчас йоки - это река.
Вид на городище Старая Рязань и Оку. Вдали виднеется один из многочисленных затонов, образованных на месте старого русла реки (старицы). Вверх по Оке, у ее слияния с рекой Проней, есть еще одно городище - Новый городок Ольгов. Там также было языческое капище финно-угров. Названия местных рек: Проня, Пра и Пара, выводят из финно-угорского обозначения чего-то хорошего.
Вид на городище Старая Рязань и Оку. Вдали виднеется один из многочисленных затонов, образованных на месте старого русла реки (старицы). Вверх по Оке, у ее слияния с рекой Проней, есть еще одно городище - Новый городок Ольгов. Там также было языческое капище финно-угров. Названия местных рек: Проня, Пра и Пара, выводят из финно-угорского обозначения чего-то хорошего.
Вдали виднеется один из многочисленных затонов, образованных на месте старого русла реки (старицы).
Вдали виднеется один из многочисленных затонов, образованных на месте старого русла реки (старицы).
Вид на Средний город с работающей археологической экспедицией.
Вид на Средний город с работающей археологической экспедицией.
Древний ров между Средним городом и остальной частью городища. Справа видны следы работы археологов.
Древний ров между Средним городом и остальной частью городища. Справа видны следы работы археологов.
Раскопки авторитетного историка и археолога Монгайта на городище Старой Рязани показали, что здесь очень тонкий культурный слой. Это очень странно, имея в виду очень древнюю историю края. Не исключено, что городище переносилось с места на место, по крайней мере Кром у впадения речки Серебрянки в Оку был заселен еще финно-уграми.
Раскопки авторитетного историка и археолога Монгайта на городище Старой Рязани показали, что здесь очень тонкий культурный слой. Это очень странно, имея в виду очень древнюю историю края. Не исключено, что городище переносилось с места на место, по крайней мере Кром у впадения речки Серебрянки в Оку был заселен еще финно-уграми.
Предполагаемый вид Старой Рязани на пике ее расцвета (картина в музее села Ижевское на левом берегу Оки). Город был дважды разорен и сожжен: в 1208 и 1237 годах. Современные историки считают, что после второго разорения он не восстанавливался.
Предполагаемый вид Старой Рязани на пике ее расцвета (картина в музее села Ижевское на левом берегу Оки). Город был дважды разорен и сожжен: в 1208 и 1237 годах. Современные историки считают, что после второго разорения он не восстанавливался.
Речка Лыбедь у кремля современной Рязани названа по одноименной реке в Киеве.
Речка Лыбедь у кремля современной Рязани названа по одноименной реке в Киеве.
Река Трубеж у кремля современной Рязани (ранее Переяславль-Рязанский) названа по одноименной реке в Переяславле на Днепре (ныне Переяславль-Хмельницкий).
Река Трубеж у кремля современной Рязани (ранее Переяславль-Рязанский) названа по одноименной реке в Переяславле на Днепре (ныне Переяславль-Хмельницкий).
На территории Рязанской области работает известный Окский заповедник, где обитает такое древнее животное, как выхухоль, и разводятся редкие журавли-стерхи (это здесь проводили эксперимент с полетом стаи стерхов за дельтапланом, в который так бесцеремонно вмешались политтехнологи). И, конечно, здесь разводят зубров.
На территории Рязанской области работает известный Окский заповедник, где обитает такое древнее животное, как выхухоль, и разводятся редкие журавли-стерхи (это здесь проводили эксперимент с полетом стаи стерхов за дельтапланом, в который так бесцеремонно вмешались политтехнологи). И, конечно, здесь разводят зубров.
Что древних, что современных жителей Рязанской земли всегда кормила здешняя обильная природа. До сих пор рязанцы активно едят местных бобров, енотов, перепелов, кабанов... А в старину ели и местных зубров. Сейчас их берегут и тщательно разводят.
Что древних, что современных жителей Рязанской земли всегда кормила здешняя обильная природа. До сих пор рязанцы активно едят местных бобров, енотов, перепелов, кабанов... А в старину ели и местных зубров. Сейчас их берегут и тщательно разводят.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому