Турист Глеб (Bumba201)
Глеб
был 29 декабря 2022 11:36
Фотоальбом

Кордова — город трех культур

Canon IXUS 190
5 15
Кордоба — Испания Апрель 2018

Кордова — в принципе небольшой город (330 тысяч жителей), но она заполнена достопримечательностями мирового уровня как минимум трех культур (арабской, еврейской и испанской) и соответственно массами туристов. Везде очереди в кассу за билетами в очередной музей, а на узких улочках Старого города не протолкнуться и не разъехаться. Некоторые утверждают, что в период расцвета Кордовского халифата в городе проживали до 1 миллиона человек, но это, разумеется, преувеличение. Более реалистичные оценки ученых — около 500 тысяч жителей к 975 году.

Кордова известна как минимум со времен Римской империи: римская колония Кордуба была основана в 152 году до н. э. Здесь родился философ-стоик Луций Анней Сенека (4 до н. э. — 65 н. э.), воспитывавший императора Нерона, а в районе вокзала даже можно увидеть фундаменты античного дворца. Римский мост через Гвадалквивир — вообще один из символов города. Здесь также сохранились следы правления на Иберийском полуострове германского племени вестготов. Но, конечно, пик расцвета города пришелся на мусульманский период. В 712 году арабы во главе с Тариком ибн Зиядом захватили Кордову, а в 756 году Абдурахман (Абд ар-Рахман) I из династии Омейдов основал Кордовский эмират, который формально подчинялся Багдадскому халифату, а в 929 году сам стал халифатом. При Абдурахмане (Абд ар-Рахмане) III (912–961) в Кордове было множество мечетей, библиотек, обсерваторий, ремесленников и ученых и даже университет.

В 1031 году Кордовский халифат распался на более мелкие государства — тайфы. Вообще распри между христианами-мосарабами и мусульманами и между самими мусульманами были обычным делом. В 1086–1145 годах тут заправляла берберская династия Альморавидов, но ее сместила новая династия берберов из Марокко, которые вдобавок изгнали из Аль-Андалуса евреев и христиан. Тем не менее здешняя научная среда продолжала развиваться: особенно выделяются двое ученых XII века — мусульманин Аверроэс (Ибн Рушд) и еврей Маймонид. С 1212 года испанские войска начинают постепенно оттеснять самих Альмохадов и в 1236 году Кордова переходит под власть христиан. Но все равно долгое время здесь сохранялось мусульманское население — так называемые мудехары, которые и дали название знаменитому стилю. Однако в 1492 году католики изгнали из Андалузии евреев-сефардов, а потом и мусульман.

Мусульманская стена вокруг центра города.
Мусульманская стена вокруг центра города.
Ворота Альмодовар – около них расположен памятник уроженцу Кордовы – римскому философу Сенеке.
Вот откуда фамилия режиссера Альмодовар - я так понимаю - Ворота Альморавидов?
Вот откуда фамилия режиссера Альмодовар - я так понимаю - Ворота Альморавидов?
Еврейский квартал – Худерия. 1391 год известен в истории Испании как год масштабных погромов Худерий – Еврейских кварталов: в Севилье, Кордове, Толедо, Валенсии, Мадриде, Барселоне и т.д. Евреев не только грабили, но и убивали и жгли их дома. В результате сефарды бежали в Португалию, Гранаду, оставшуюся в то время под властью арабов, в Марокко и Алжир. В 1483 году испанская инквизиция выпустила декрет об изгнании оставшихся евреев из Севильи, Кордовы и Кадиса. В 1492 году вышел аналогичный декрет, касавшийся евреев Кастилии и Арагона. Сефарды бежали в основном в Португалии и на север Африки. В XV-XVI веках общины сефардов сложились в Руане, Байонне, Монпелье, Бордо, Амстердаме, Лондоне, Гамбурге, Риме, Венеции, Софии, Сараево, Фессалониках, Стамбуле, Измире, Бурсе, Танжере, Фесе, Александрии и др. В XIX веке сефардские евреи добрались и до Америки.
Изделия современных мастеров в стилистике старинных ремесленников Кордовы.
Изделия современных мастеров в стилистике старинных ремесленников Кордовы.
Капелла Святого Варфоломея в стиле мудехар сейчас отдана факультету философии и филологии кордовского университета.
Капелла Святого Варфоломея в стиле мудехар сейчас отдана факультету философии и филологии кордовского университета.
Узкие улочки старинной Кордовы - это не образ, а реальность)
Каса Андалуси. Музей, восстанавливающий быт мусульманских жителей Кордовы и в целом Аль-Андалуса.
Каса Андалуси.
Каса Андалуси. Везде традиционные арабские изразцы, потом ставшие традиционными испанскими, - асулехос. Аналогичные есть и в Португалии.
Каса Андалуси.
Каса Андалуси. Классический патио.
Каса Андалуси. Классический патио.
Каса Андалуси. Реконструкция старинного печатного станка.
Каса Андалуси. Реконструкция старинного печатного станка.
Каса Андалуси. Реконструкция арабской кладовки.
Каса Андалуси. Реконструкция арабской кладовки.
Каса Андалуси. Ковер на стене до боли напомнил советское детство)) Бюст скорее всего изображает Аверроэса - известного арабского мыслителя из Кордовы, жившего в XII веке.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад располагается в Еврейском квартале Худерия по соседству с синагогой XIV века. Музей открылся относительно недавно – в 2008 году. Самый известный еврейский уроженец Кордовы - Моисей бен Маймон (Абу Имрам Муса ибн Маймун) родился в Кордове в семье зажиточного судьи в 1135 году и жил в городе до его завоевания Альмохадами в 1148 году. Его семья бежала от завоевателей сначала в Гранаду, затем в Фес (Марокко), потом в Палестину и Египет. Маймонид стал известен, благодаря своим сочинениям о притеснениях евреев, которые они терпели от арабов и испанцев. Его огромный труд – кодекс законов и норм иудейского народа, составленный на основе Талмуда.
 Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Карта старинной Кордовы - на первом плане видны дворец Алькасар с садами, римский мост и Мескита. Предки сефардов обосновались на Иберийском полуострове не позже I века н.э. Интересно, что для общения они использовали различные языки и диалекты: испанский, португальский, каталонский, галисийский, арабский и др. В XIII-XV веках сефарды использовали для различных документов романские языки, но с ивритским написанием (aljamiada). Сам иврит и арамейский язык применялись в основном в синагогах. В основу еврейского испанского языка лег кастильский диалект с включениями из каталонского, арагонского, португальского, арабского, иврита и т.д.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Карта старинной Кордовы - на первом плане видны дворец Алькасар с садами, римский мост и Мескита. Предки сефардов обосновались на Иберийском полуострове не позже I века н.э. Интересно, что для общения они использовали различные языки и диалекты: испанский, португальский, каталонский, галисийский, арабский и др. В XIII-XV веках сефарды использовали для различных документов романские языки, но с ивритским написанием (aljamiada). Сам иврит и арамейский язык применялись в основном в синагогах. В основу еврейского испанского языка лег кастильский диалект с включениями из каталонского, арагонского, португальского, арабского, иврита и т.д.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Предметы быта.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Предметы быта.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Женские украшения. Одним из важных занятий евреев-сефардов было производство золотой нити и изделий из нее. Сначала они занимались этим ремеслом на севере Африки, а затем по всему Средиземноморью, от Марокко до Турции. Золотой нитью украшали свадебные и праздничные одежды, сумки, переплеты Торы и пр. На создании текстиля из золотой нити и шелка специализировались еврейские вдовы – так они могли поддержать себя финансово.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Женские украшения. Одним из важных занятий евреев-сефардов было производство золотой нити и изделий из нее. Сначала они занимались этим ремеслом на севере Африки, а затем по всему Средиземноморью, от Марокко до Турции. Золотой нитью украшали свадебные и праздничные одежды, сумки, переплеты Торы и пр. На создании текстиля из золотой нити и шелка специализировались еврейские вдовы – так они могли поддержать себя финансово.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Второй этаж патио.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Второй этаж патио.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Изображение меноры.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Изображение меноры.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад.
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Хамза бывает разная.)) Хамза (дословно «пять» по-арабски) – древний символ и оберег от всего плохого. Так же назывался амулет в виде ладони. Для мусульман это также символ пяти столпов ислама, а для иудеев – пяти книг Торы. Хамза также называется в исламе рукой Фатимы (дочери пророка Мохаммеда), а в иудаизме – рукой Мириам (сестры Моше Рабену).
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад. Хамза бывает разная.)) Хамза (дословно «пять» по-арабски) – древний символ и оберег от всего плохого. Так же назывался амулет в виде ладони. Для мусульман это также символ пяти столпов ислама, а для иудеев – пяти книг Торы. Хамза также называется в исламе рукой Фатимы (дочери пророка Мохаммеда), а в иудаизме – рукой Мириам (сестры Моше Рабену).
Музей культуры евреев-сефардов Каса-де-Сефарад.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы строились еще в X веке. Первоначально бани правителя Кордовы были возведены еще при Аль-Хакаме II (961-976) при дворце Алькасар, когда местные халифы еще контролировали весь Аль-Андалус. Новые бани кордовского халифа были построены в XII-XIII веках и использовались христианами после завоевания Кордовы. Впоследствии сами испанцы возводили банные комплексы по образцу арабских.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы. Конструкция и структура арабских бань повторяла римские термы с их кальдарием, тепидарием и пр. Система подачи горячего воздуха по специальным воздуховодам в стенах и под полом (так называемый гипокауст) и горячей воды по керамическим трубам также была заимствована арабами у римлян.
Макет Альксара. Алькасар Кордовы служил резиденцией представителей династий Омейядов, затем Альморавидов и Альмохадов. После отвоевания города христианами в 1236 году в Алькасаре размещалась резиденция испанских монархов, но только до 1338 года. Кордовский Алькасар в современном виде был построен на фундаментах римских и мусульманских правителей уже при христианском правителе – короле Альфонсо XI. Отсюда католические короли планировали военные акции против мусульманской Гранады под властью династии Насридов. Здесь же королева Изабелла впервые приняла Христофора Колумба в 1486 году. Потом Алькасар отдали на 300 с лишним лет под инквизицию.
Макет Альксара. Алькасар Кордовы служил резиденцией представителей династий Омейядов, затем Альморавидов и Альмохадов. После отвоевания города христианами в 1236 году в Алькасаре размещалась резиденция испанских монархов, но только до 1338 года. Кордовский Алькасар в современном виде был построен на фундаментах римских и мусульманских правителей уже при христианском правителе – короле Альфонсо XI. Отсюда католические короли планировали военные акции против мусульманской Гранады под властью династии Насридов. Здесь же королева Изабелла впервые приняла Христофора Колумба в 1486 году. Потом Алькасар отдали на 300 с лишним лет под инквизицию.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы. Неудивительно, что арабские бани посещали в основном женщины. Широко применялись ароматические масла и массаж. В банях халифа велись секретные разговоры о политике, а общественные бани были местом встреч и общения для любого народа. Так повелось еще при римлянах, так есть и сейчас.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы. На макете хорошо видно, что структура арабских бань была скопирована с римских терм.
Бани (хаммам) при дворце халифа Кордовы. На макете хорошо видно, что структура арабских бань была скопирована с римских терм.
Империи - такие империи. Зелено знамя ислама при Омеяйдах в VIII веке реяло очень много где, включая Аль-Андалус.
Империи - такие империи. Зелено знамя ислама при Омеяйдах в VIII веке реяло очень много где, включая Аль-Андалус.
Алькасар Кордовы служил резиденцией представителей династий Омейядов, затем Альморавидов и Альмохадов. После отвоевания города христианами в 1236 году в Алькасаре размещалась резиденция испанских монархов, но только до 1338 года.
Алькасар Кордовы служил резиденцией представителей династий Омейядов, затем Альморавидов и Альмохадов. После отвоевания города христианами в 1236 году в Алькасаре размещалась резиденция испанских монархов, но только до 1338 года.
Фламенко - не только развлечение для туристов, многие испанцы сами с удовольствием им занимаются. Это такая местная самодеятельность))
Фламенко - не только развлечение для туристов, многие испанцы сами с удовольствием им занимаются. Это такая местная самодеятельность))
Мост через реку Гвадалквивир.
Мост через реку Гвадалквивир.
Вид на реку Гвадалквивир.
Вид на реку Гвадалквивир.
Башня Калаорра сооружена для защиты моста еще при мусульманском правлении. Сейчас в ней действует примечательный музей, наглядно показывающий сосуществование трех культур.
Башня Калаорра сооружена для защиты моста еще при мусульманском правлении. Сейчас в ней действует примечательный музей, наглядно показывающий сосуществование трех культур.
Музей в башне Калаорра.
Музей в башне Калаорра.
Музей в башне Калаорра.
Музей в башне Калаорра.
Музей в башне Калаорра. Макет Алькасара.
Музей в башне Калаорра. Макет Алькасара.
Музей в башне Калаорра. Макет Мескиты.
Вид из башни Калаорра на мост и часть Алькасара и Мескиты.
Музей в башне Калаорра.
Музей в башне Калаорра.
Музей в башне Калаорра. Макет мусульманского рынка Сук.
Музей в башне Калаорра. Макет мусульманского рынка Сук.
Музей в башне Калаорра. Реконструкция двора халифа Абдурахмана (Абд аль-Рахмана) III.
Музей в башне Калаорра. Реконструкция двора халифа Абдурахмана (Абд аль-Рахмана) III.
Музей в башне Калаорра. Макет фрагмента Мескиты.
Музей в башне Калаорра. Макет фрагмента Мескиты.
Вид из башни Калаорра на Мескиту. Хорошо видна католическая церковь, построенная прямо внутри огромной мечети. Мечеть Мескита строилась на месте вестготского храма Сан-Висенте (построен около 600 года) с 785 года. Последнее расширение при Омейядах произошло при визире аль-Мансуре в 978 году. После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.
Вид из башни Калаорра на Мескиту. Хорошо видна католическая церковь, построенная прямо внутри огромной мечети. Мечеть Мескита строилась на месте вестготского храма Сан-Висенте (построен около 600 года) с 785 года. Последнее расширение при Омейядах произошло при визире аль-Мансуре в 978 году. После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.
Вид из башни Калаорра на часть моста и предмостовые ворота.
Вид из башни Калаорра на часть моста и предмостовые ворота.
Католический храм в составе Мескиты.
Католический храм в составе Мескиты.
Мечеть Мескита строилась на месте вестготского храма Сан-Висенте (построен около 600 года) с 785 года. Последнее расширение при Омейядах произошло при визире аль-Мансуре в 978 году. После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.
Мечеть Мескита строилась на месте вестготского храма Сан-Висенте (построен около 600 года) с 785 года. Последнее расширение при Омейядах произошло при визире аль-Мансуре в 978 году. После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.
Мескиту расширяли и достраивали при Абдурахмане (Абд ар-Рахмане) II в 822-825 годах и при Аль-Хакаме II в 961-966 годах.
Барочная колокольня Мескиты Альминар высотой 93 метра была переделана из минарета, как и аналогичная башня Хиральда собора-мечети в Севилье.
Апельсиновый дворик при Меските, как и аналогичный дворик при соборе-бывшей мечети в Севилье, изначально использовался мусульманами для ритуального омовения перед молитвой.
Апельсиновый дворик при Меските, как и аналогичный дворик при соборе-бывшей мечети в Севилье изначально использовался мусульманами для ритуального омовения перед молитвой.
Мескиту расширяли и достраивали при Абдурахмане (Абд ар-Рахмане) II в 822-825 годах и при Аль-Хакаме II в 961-966 годах.
Мескиту расширяли и достраивали при Абдурахмане (Абд ар-Рахмане) II в 822-825 годах и при Аль-Хакаме II в 961-966 годах.
Огромная мечеть-собор имеет размеры 175х128 метров и 19 нефов.
Огромная мечеть-собор имеет размеры 175х128 метров и 19 нефов.
После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.
После перехода Кордовы под власть христиан в 1236 году мечеть освятили как собор Вознесения Богоматери и стали украшать католическими капеллами.
В Меските широко использовались римские колонны из античных городов в Африке, Франции и Испании, а также колонны вестготского храма Сан-Висенте. Их соединили арками подковообразной формы и надстроили вторым ярусом из четырехгранных столбов с полукруглыми арками – по типу римских акведуков.
Фрагменты вестготской базилики Сан-Висенто VI-VII веков.
Фрагменты вестготской базилики Сан-Висенто VI-VII веков.
В Меските широко использовались римские колонны из античных городов в Африке, Франции и Испании, а также колонны вестготского храма Сан-Висенте. Уцелели фрагменты римских капителей и колонн I-II веков н.э.
В Меските широко использовались римские колонны из античных городов в Африке, Франции и Испании, а также колонны вестготского храма Сан-Висенте. Уцелели фрагменты римских капителей и колонн I-II веков н.э.
Михраб – молитвенная ниша – украшен рельефом и мозаикой, подаренной императором Византии Никифором II Фокой. Михраб расположен в особой стене (кибла) и указывает направление на Мекку, в сторону которой молятся мусульмане.
В 1520-е годы Карл V достроил прямо внутри Мескиты католическую церковь.
Интересно, что в 2004 году мусульмане просили разрешить им официально проводить мусульманские богослужения в Меските, но Ватикан не дал согласия.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому