Еврейский квартал – Худерия. 1391 год известен в истории Испании как год масштабных погромов Худерий – Еврейских кварталов: в Севилье, Кордове, Толедо, Валенсии, Мадриде, Барселоне и т.д. Евреев не только грабили, но и убивали и жгли их дома. В результате сефарды бежали в Португалию, Гранаду, оставшуюся в то время под властью арабов, в Марокко и Алжир. В 1483 году испанская инквизиция выпустила декрет об изгнании оставшихся евреев из Севильи, Кордовы и Кадиса. В 1492 году вышел аналогичный декрет, касавшийся евреев Кастилии и Арагона. Сефарды бежали в основном в Португалии и на север Африки. В XV-XVI веках общины сефардов сложились в Руане, Байонне, Монпелье, Бордо, Амстердаме, Лондоне, Гамбурге, Риме, Венеции, Софии, Сараево, Фессалониках, Стамбуле, Измире, Бурсе, Танжере, Фесе, Александрии и др. В XIX веке сефардские евреи добрались и до Америки.
Кордова — в принципе небольшой город (330 тысяч жителей), но она заполнена достопримечательностями мирового уровня как минимум трех культур (арабской, еврейской и испанской) и соответственно массами туристов. Везде очереди в кассу за билетами в очередной музей, а на узких улочках Старого города не протолкнуться и не разъехаться. Некоторые утверждают, что в период расцвета Кордовского халифата в городе проживали до 1 миллиона человек, но это, разумеется, преувеличение. Более реалистичные оценки ученых — около 500 тысяч жителей к 975 году.
Кордова известна как минимум со времен Римской империи: римская колония Кордуба была основана в 152 году до н. э. Здесь родился философ-стоик Луций Анней Сенека (4 до н. э. — 65 н. э.), воспитывавший императора Нерона, а в районе вокзала даже можно увидеть фундаменты античного дворца. Римский мост через Гвадалквивир — вообще один из символов города. Здесь также сохранились следы правления на Иберийском полуострове германского племени вестготов. Но, конечно, пик расцвета города пришелся на мусульманский период. В 712 году арабы во главе с Тариком ибн Зиядом захватили Кордову, а в 756 году Абдурахман (Абд ар-Рахман) I из династии Омейдов основал Кордовский эмират, который формально подчинялся Багдадскому халифату, а в 929 году сам стал халифатом. При Абдурахмане (Абд ар-Рахмане) III (912–961) в Кордове было множество мечетей, библиотек, обсерваторий, ремесленников и ученых и даже университет.
В 1031 году Кордовский халифат распался на более мелкие государства — тайфы. Вообще распри между христианами-мосарабами и мусульманами и между самими мусульманами были обычным делом. В 1086–1145 годах тут заправляла берберская династия Альморавидов, но ее сместила новая династия берберов из Марокко, которые вдобавок изгнали из Аль-Андалуса евреев и христиан. Тем не менее здешняя научная среда продолжала развиваться: особенно выделяются двое ученых XII века — мусульманин Аверроэс (Ибн Рушд) и еврей Маймонид. С 1212 года испанские войска начинают постепенно оттеснять самих Альмохадов и в 1236 году Кордова переходит под власть христиан. Но все равно долгое время здесь сохранялось мусульманское население — так называемые мудехары, которые и дали название знаменитому стилю. Однако в 1492 году католики изгнали из Андалузии евреев-сефардов, а потом и мусульман.