Турист Глеб (Bumba201)
Глеб
был 29 декабря 2022 11:36
Фотоальбом

Кидекша и Боголюбово — пфальцы русских князей

5 9
Кидекша — Россия Октябрь 2016

Боголюбово, конечно, известно всем. А вот предшествующая ему Кидекша не то чтобы совсем не известна, но недооценена. Сегодня это небольшое село в Суздальском Ополье (окруженном лесами пространстве, пригодном для земледелья), всего в двух километрах от Суздаля. Очень известное место среди специалистов (историков и архитекторов), но многие туристы по пути в Суздаль Кидекшу пропускают. А зря. Кидекша во многом определила дальнейшую русскую историю и архитектуру.

Дорога от Суздаля до Кидекши очень живописна.
Дорога от Суздаля до Кидекши очень живописна.
Суздальское Ополье - окруженное лесами пространство, пригодное для земледелия, не зря было колонизировано сначала финно-уграми (мерей), а потом славянами.
Суздальское Ополье - окруженное лесами пространство, пригодное для земледелия, не зря было колонизировано сначала финно-уграми (мерей), а потом славянами.
В наши дни в Суздальском Ополье еще ведется кое-какое сельское хозяйство, но оно далеко от того, чтобы «поперло», как выразилась губернаторша Владимирской области.
В наши дни в Суздальском Ополье еще ведется кое-какое сельское хозяйство, но оно далеко от того, чтобы «поперло», как выразилась губернаторша Владимирской области.
В наши дни в Суздальском Ополье еще ведется кое-какое сельское хозяйство, но оно далеко от того, чтобы «поперло», как выразилась губернаторша Владимирской области.
В наши дни в Суздальском Ополье еще ведется кое-какое сельское хозяйство, но оно далеко от того, чтобы «поперло», как выразилась губернаторша Владимирской области.
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего города, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия)
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего города, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия)
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего города, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия)
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего города, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия)
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего города, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия). 
Храм назван в честь братьев Бориса и Глеба, которые якобы встретились здесь. На самом деле, мерянское селение существовало здесь задолго до появления славян. А Борис и Глеб – это еще и имена сыновей Юрия Долгорукого.
В Кидекше располагалась загородная резиденция Юрия Долгорукого и до наших дней уцелели валы древнего города, построенного славянами на месте селения финно-угорского племени меря. Но главное – здесь можно увидеть во многом необычный для русского зодчества придворный храм Юрия Долгорукого, в котором похоронены его сын Борис с женой и дочкой (то есть внучкой Юрия). Храм назван в честь братьев Бориса и Глеба, которые якобы встретились здесь. На самом деле, мерянское селение существовало здесь задолго до появления славян. А Борис и Глеб – это еще и имена сыновей Юрия Долгорукого.
Вообще Кидекша – это финно-угорское (мерянское) название речки, смысл которого выводят из современного марийского языка: каменная речка, каменный залив. Это название сохранилось в русской кальке – названии речки Каменки. На фото – пойменные луга под бывшими валами старинного города у берегов Нерли. 
Крепость Кидекша контролировала речной путь в Суздаль, так как располагался у слияния Кидекши и Нерли. Аналогично Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни.
Вообще Кидекша – это финно-угорское (мерянское) название речки, смысл которого выводят из современного марийского языка: каменная речка, каменный залив. Это название сохранилось в русской кальке – названии речки Каменки. На фото – пойменные луга под бывшими валами старинного города у берегов Нерли. Крепость Кидекша контролировала речной путь в Суздаль, так как располагался у слияния Кидекши и Нерли. Аналогично Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни.
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому часто строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Видимо, отчасти этими же причинами (боязнью бояр и народа) вызваны переносы столицы. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому часто строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Видимо, отчасти этими же причинами (боязнью бояр и народа) вызваны переносы столицы. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Крепость Кидекша контролировала речной путь в Суздаль, так как располагался у слияния Кидекши и Нерли. Аналогично Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни.
Крепость Кидекша контролировала речной путь в Суздаль, так как располагался у слияния Кидекши и Нерли. Аналогично Боголюбово контролировало речной путь у слияния Нерли и Клязьмы, выступая в роли речной таможни.
Церковь в Кидекше относится к числу первых в Залесской Руси образцов белокаменного зодчества, или русской романики, то есть русского аналога западноевропейской романской архитектуры и скульптуры, предшествовавших готике. 
Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Другие исследователи полагают, что зодчие были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными.
Культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже раньше. По всем историческим выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. Это вполне логично, так как русско-немецкие связи начались еще до него.
Церковь в Кидекше относится к числу первых в Залесской Руси образцов белокаменного зодчества, или русской романики, то есть русского аналога западноевропейской романской архитектуры и скульптуры, предшествовавших готике. Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Другие исследователи полагают, что зодчие были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными. Культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже раньше. По всем историческим выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. Это вполне логично, так как русско-немецкие связи начались еще до него.
Храм Бориса и Глеба в Кидекше построен по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году, его ближайшие аналоги – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса в Суздале и др.
В храме в Кидекше был впервые использован универсальный декор романского типа, характерный для европейских католических храмов. Авторитетный исследователь С.В. Заграевский считает, что ближайшим аналогом (или верней - прототипом) послужил романский собор в немецком Шпейере на Рейне.
Храм Бориса и Глеба в Кидекше построен по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году, его ближайшие аналоги – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса в Суздале и др. В храме в Кидекше был впервые использован универсальный декор романского типа, характерный для европейских католических храмов. Авторитетный исследователь С.В. Заграевский считает, что ближайшим аналогом (или верней - прототипом) послужил романский собор в немецком Шпейере на Рейне.
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому часто строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Видимо, отчасти этими же причинами (боязнью бояр и народа) вызваны переносы столицы. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому часто строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Видимо, отчасти этими же причинами (боязнью бояр и народа) вызваны переносы столицы. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Храм Бориса и Глеба в Кидекше построен по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году, его ближайшие аналоги – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса в Суздале и др.
В храме в Кидекше был впервые использован универсальный декор романского типа, характерный для европейских католических храмов. Авторитетный исследователь С.В. Заграевский считает, что ближайшим аналогом (или верней - прототипом) послужил романский собор в немецком Шпейере на Рейне. 
Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Другие исследователи полагают, что зодчие были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными.
Культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже раньше. По всем историческим выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. Это вполне логично, так как русско-немецкие связи начались еще до него.
Храм Бориса и Глеба в Кидекше построен по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году, его ближайшие аналоги – Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Спаса в Суздале и др. В храме в Кидекше был впервые использован универсальный декор романского типа, характерный для европейских католических храмов. Авторитетный исследователь С.В. Заграевский считает, что ближайшим аналогом (или верней - прототипом) послужил романский собор в немецком Шпейере на Рейне. Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Другие исследователи полагают, что зодчие были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными. Культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже раньше. По всем историческим выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. Это вполне логично, так как русско-немецкие связи начались еще до него.
В русской традиции любят делать упор на так называемой княжеской колонизации, когда честь основания того или иного города приписывается князьям. Действительно, при Юрии Долгоруком в Залесской Руси, являвшейся тогда дальней окраиной Киевской Руси, среди лесов и болот были построены новые городки, обнесенные валами: Москва, Юрьев-Польской, Переславль-Залесский, Дмитров, Звенигород, Городец-Мещерский (Касимов) и др. Но почти всегда они строились на месте уже существовавших веками поселений финно-угорских племен (меря, мурома, мещера). Например, Переславль соседствует с изначально мерянскими Александровой горой (она же Ярилина плешь) и городком Клещин. Плюс новые города заселялись славянскими колонистами из Поднепровья, бежавшими от степных кочевников: печенегов и половцев, - без них активного роста городов не было бы. А в общеевропейской истории это был процесс внутренней колонизации, который шел тогда во многих регионах Европы. Скажем, немцы, голландцы, фламандцы и валлоны активно колонизировали восток и север Европы.
В русской традиции любят делать упор на так называемой княжеской колонизации, когда честь основания того или иного города приписывается князьям. Действительно, при Юрии Долгоруком в Залесской Руси, являвшейся тогда дальней окраиной Киевской Руси, среди лесов и болот были построены новые городки, обнесенные валами: Москва, Юрьев-Польской, Переславль-Залесский, Дмитров, Звенигород, Городец-Мещерский (Касимов) и др. Но почти всегда они строились на месте уже существовавших веками поселений финно-угорских племен (меря, мурома, мещера). Например, Переславль соседствует с изначально мерянскими Александровой горой (она же Ярилина плешь) и городком Клещин. Плюс новые города заселялись славянскими колонистами из Поднепровья, бежавшими от степных кочевников: печенегов и половцев, - без них активного роста городов не было бы. А в общеевропейской истории это был процесс внутренней колонизации, который шел тогда во многих регионах Европы. Скажем, немцы, голландцы, фламандцы и валлоны активно колонизировали восток и север Европы.
Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Другие исследователи полагают, что зодчие были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными.
Культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже раньше. По всем историческим выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. Это вполне логично, так как русско-немецкие связи начались еще до него.
На фото видна ограда вокруг камня омфалий - пуп земли, на который епископ становился во время службы. Часто встречался в византийских храмах, но в русских редко, в основном в самых старинных и престижных (княжеских).
Еще Татищев утверждал, что германский император Фридрих I Барбаросса прислал Андрею Боголюбскому своих мастеров (то ли немецких, то ли с севера Италии, куда Барбаросса не раз ходил походами). Другие исследователи полагают, что зодчие были русскими, но отучились в Европе. В любом случае, присутствие романских мотивов в постройках Боголюбово и Владимира уже давно признано учеными. Культурные связи с Германской империей начались не при Андрее Боголюбском, а еще при Юрии Долгоруком и даже раньше. По всем историческим выкладкам выходит, что еще Долгорукий посылал посольства к немцам и то ли принимал от них мастеров, то ли посылал своих зодчих на обучение в Европу. Это вполне логично, так как русско-немецкие связи начались еще до него. На фото видна ограда вокруг камня омфалий - пуп земли, на который епископ становился во время службы. Часто встречался в византийских храмах, но в русских редко, в основном в самых старинных и престижных (княжеских).
Граффити в храме в Кидекше, как считается, изображает голову Адама с крестом на голове. Вообще тут много необычного, принесенного из немецких земель.
Родная тетка Юрия Долгорукого (1090-е-1157), сестра его отца Владимира Мономаха (1053-1125), Евпраксия Киевская (1069-1109) была выдана замуж в 1086 году за Генриха фон Штаде (маркграф Саксонской Северной марки), а после его смерти – в 1089 году за 39-летнего германского императора Генриха IV и после принятия католичества была коронована в Кельне. Правда, из-за сексуальных извращений мужа-императора (говоря нынешним языком, он бы свингером) Евпраксия (на западе она приняла имя Адельгейда, или Аделаида) в 1093 году бежала в Ватикан к Папе римскому, а оттуда в Киев, где стала монахиней. 
Самого Юрия Долгорукого некоторые подозревали в том, что он наполовину был если не немцем, то англосаксом: первой женой Владимира Мономаха была Гита Уэссекская. Но потом историки решили, что все же его матерью была вторая (русская) жена Мономаха – Ефимия.
Граффити в храме в Кидекше, как считается, изображает голову Адама с крестом на голове. Вообще тут много необычного, принесенного из немецких земель. Родная тетка Юрия Долгорукого (1090-е-1157), сестра его отца Владимира Мономаха (1053-1125), Евпраксия Киевская (1069-1109) была выдана замуж в 1086 году за Генриха фон Штаде (маркграф Саксонской Северной марки), а после его смерти – в 1089 году за 39-летнего германского императора Генриха IV и после принятия католичества была коронована в Кельне. Правда, из-за сексуальных извращений мужа-императора (говоря нынешним языком, он бы свингером) Евпраксия (на западе она приняла имя Адельгейда, или Аделаида) в 1093 году бежала в Ватикан к Папе римскому, а оттуда в Киев, где стала монахиней. Самого Юрия Долгорукого некоторые подозревали в том, что он наполовину был если не немцем, то англосаксом: первой женой Владимира Мономаха была Гита Уэссекская. Но потом историки решили, что все же его матерью была вторая (русская) жена Мономаха – Ефимия.
Последние по времени археологические раскопки в храме Бориса и Глеба в Кидекше проходили в 2011 году. Тогда и нашли омфалий, исследовали захоронения  сына Долгорукого Бориса и его жены с дочкой. Также открылась древняя апсида с фресками XII века с растительным орнаментом.
Последние по времени археологические раскопки в храме Бориса и Глеба в Кидекше проходили в 2011 году. Тогда и нашли омфалий, исследовали захоронения сына Долгорукого Бориса и его жены с дочкой. Также открылась древняя апсида с фресками XII века с растительным орнаментом.
Хорошо видна внутренняя структура древних белокаменных стен с забутовкой.
Хорошо видна внутренняя структура древних белокаменных стен с забутовкой.
Старинная дорога, ведшая от крепости и храма в Кидекше к мосту через реку.
Старинная дорога, ведшая от крепости и храма в Кидекше к мосту через реку.
Современный мост в Кидекше, где местные играют свадьбы.
Современный мост в Кидекше, где местные играют свадьбы.
Загородные резиденции русских князей имеют полный аналог в немецкой истории: в германских землях они называются пфальцами (это слово, как и русское палаты, происходит от латинского palatium – дворец). С.В. Заграевский считает, что резиденция в Боголюбово была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что тот же прототип имелся в виду при возведении резиденции Долгорукого в Кидекше. Еще один интересный пример – замок (пфальц), он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (в пределах современного Дюссельдорфа).
Загородные резиденции русских князей имеют полный аналог в немецкой истории: в германских землях они называются пфальцами (это слово, как и русское палаты, происходит от латинского palatium – дворец). С.В. Заграевский считает, что резиденция в Боголюбово была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что тот же прототип имелся в виду при возведении резиденции Долгорукого в Кидекше. Еще один интересный пример – замок (пфальц), он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (в пределах современного Дюссельдорфа).
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так вначале он бы действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так вначале он бы действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так вначале он бы действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так вначале он бы действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так вначале он бы действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Кайзерсверт (дословно – Царский остров, так вначале он бы действительно расположен на острове) существовал еще в раннее средневековье и также тесно связан с персонажами нашей истории (конкретно - Кидекши и Боголюбово). В 1062 году кельнский епископ Анно II похитил из пфальца 11-летнего императора Генриха IV у его вдовствующей королевы-матери Агнесс и увез в Кельн, требуя назначить его регентом при малолетнем наследнике. Возможно, эти события объясняют его дальнейшие извращения. А в 1174 году император Фридрих I Барбаросса перенес в Кайзерсверт речную таможню на Рейне и начал там строительство нового замка-пфальца. Таким образом, по своей структуре и функциональности Кайзерсверт полностью соответствует Боголюбово: имперский замок, выполняющий представительскую функцию и функцию речной таможни.
Вид на Рейн у Кайзерсверта.
Вид на Рейн у Кайзерсверта.
Легендарная церковь Покрова на Нерли в Боголюбово - жемчужина русской романики, которую строили зодчие, присланные Фридрихом Барбароссой (по Татищеву) из Германии или Северной Италии, либо местные мастера, прошедшие обучение в Европе (по Заграевскому). Храм стоит на искусственном холме, облицованном белым камнем, посреди заливных лугов и выполняет представительскую функцию (встречал путников у слияния Нерли и Клязьмы). Тут же рядом была речная таможня.
Легендарная церковь Покрова на Нерли в Боголюбово - жемчужина русской романики, которую строили зодчие, присланные Фридрихом Барбароссой (по Татищеву) из Германии или Северной Италии, либо местные мастера, прошедшие обучение в Европе (по Заграевскому). Храм стоит на искусственном холме, облицованном белым камнем, посреди заливных лугов и выполняет представительскую функцию (встречал путников у слияния Нерли и Клязьмы). Тут же рядом была речная таможня.
Загородные резиденции русских князей имеют полный аналог в немецкой истории: в германских землях они называются пфальцами (это слово, как и русское палаты, происходит от латинского palatium – дворец). С.В. Заграевский считает, что резиденция в Боголюбово была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что тот же прототип имелся в виду при возведении резиденции Долгорукого в Кидекше. Еще один интересный пример – замок (пфальц), он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (в пределах современного Дюссельдорфа).
Загородные резиденции русских князей имеют полный аналог в немецкой истории: в германских землях они называются пфальцами (это слово, как и русское палаты, происходит от латинского palatium – дворец). С.В. Заграевский считает, что резиденция в Боголюбово была построена по образцу пфальца немецких императоров в Госларе. Не исключено, что тот же прототип имелся в виду при возведении резиденции Долгорукого в Кидекше. Еще один интересный пример – замок (пфальц), он же речная таможня Кайзерсверт на Рейне (в пределах современного Дюссельдорфа).
Дальнейшие события вызывают нехорошие аналогии с нашей недавней историей. Как известно, Юрий Долгорукий все же добился великокняжеского – киевского престола. Но в 1157 году Долгорукий умер, видимо, отравленный киевскими боярами (он скончался через несколько дней после пира у некого Петрилы), его двор был разграблен народом, а суздальские бояре перебиты.
Андрей Боголюбский разгромил Киев в 1169 году, но был убит в 1174-м в своем пфальце в Боголюбове. Традиционно считается, что ему отомстили за отца Кучковичи – сыновья боярина Кучки, у которого Юрий Долгорукий отобрал земли, чтобы основать на них Москву. Но вполне возможно, что в убийстве участвовали члены свиты самого Андрея.
Дальнейшие события вызывают нехорошие аналогии с нашей недавней историей. Как известно, Юрий Долгорукий все же добился великокняжеского – киевского престола. Но в 1157 году Долгорукий умер, видимо, отравленный киевскими боярами (он скончался через несколько дней после пира у некого Петрилы), его двор был разграблен народом, а суздальские бояре перебиты. Андрей Боголюбский разгромил Киев в 1169 году, но был убит в 1174-м в своем пфальце в Боголюбове. Традиционно считается, что ему отомстили за отца Кучковичи – сыновья боярина Кучки, у которого Юрий Долгорукий отобрал земли, чтобы основать на них Москву. Но вполне возможно, что в убийстве участвовали члены свиты самого Андрея.
Белый известняк для строительства добывали в каменоломнях к юго-востоку от современной Москвы, в тогдашних землях вятичей. Это был очень затратный способ строительства даже в сравнении с кирпичным или каменно-кирпичным. Отец и сын, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, делали это сознательно, чтобы подчеркнуть имперский статус своего княжества по аналогии с Германской империей, которая бросила вызов самим папам римским. На самом деле, такие романские элементы построек Долгорукого и Боголюбского, как аркатурный декор, башнеобразные пропорции построек, перспективные порталы, лестничные башни и пр., встречаются в Софии Киевской и Новгородской, в Смоленске и др. Но здесь они посвящены общей имперской идее. Особенно хороши зооморфные изображения на внешних стенах собора в Юрьеве-Польском с грифонами и слоном и в Дмитриевское соборе во Владимире.
Белый известняк для строительства добывали в каменоломнях к юго-востоку от современной Москвы, в тогдашних землях вятичей. Это был очень затратный способ строительства даже в сравнении с кирпичным или каменно-кирпичным. Отец и сын, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, делали это сознательно, чтобы подчеркнуть имперский статус своего княжества по аналогии с Германской империей, которая бросила вызов самим папам римским. На самом деле, такие романские элементы построек Долгорукого и Боголюбского, как аркатурный декор, башнеобразные пропорции построек, перспективные порталы, лестничные башни и пр., встречаются в Софии Киевской и Новгородской, в Смоленске и др. Но здесь они посвящены общей имперской идее. Особенно хороши зооморфные изображения на внешних стенах собора в Юрьеве-Польском с грифонами и слоном и в Дмитриевское соборе во Владимире.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому