Переяславль-Южный, или Переяславль-Русский в Поднепровье (ныне Переяслав-Хмельницкий) входил в число крупнейших городов Киевской Руси, наряду с Киевом и Черниговом. Переселенцы из него основали в Рязанском княжестве Переяславль-Рязанский (ныне Рязань), а затем Переяславль-Суздальский (ныне Переславль-Залесский в Ярославской области). Колонисты перенесли на новое место название родного города, как это часто бывает (самый известный пример: американский Нью-Йорк, названный в честь английского Йорка). Даже главная речка во всех трех Переяславлях называется одинаково – Трубеж. Но для этого имелись и иные причины (см. ниже).
В дальнейшем пути городов разошлись: Переяслав-Хмельницкий стал известен как место проведения Богданом Хмельницким переговоров с поляками, а затем Переяславской Рады и как место, где одно время жили и творили Тарас Шевченко и Шолом-Алейхем.
Рязань прославилась как столица ВДВ и Мещерского края, где любили отдыхать и творить многие известные писатели, включая Паустовского и Гайдара.
Переславль-Залесский известен как место рождения и жительства Александра Невского, а также как родина русского флота: здесь Петр Первый строил свои первые потешные флотилии.
Но при этом все три Переяславля сохранили свою древнюю ауру и многочисленные памятники старины.
Река Трубеж в Переяславе-Хмельницком.
Река Трубеж в Переславе-Залесском.
Современная историческая версия появления и названия Переяславля на Днепре такова. Впервые город упоминается как уже существующий в 907 году, но это признано ошибкой. «Повесть временных лет» рассказывает, что Переяславль-Русский основал в 992 году киевский князь Владимир Святославич у брода через реку Трубеж, где киевское войско одержало победу над печенегами. Кожемяка Ян Усмошвец (или Усмарь, Усмович) одолел в поединке перед боем печенежского богатыря и тем самым «переял» (перенял) его славу и силу. Но возможны и другие версии.
Переяславль имел редкую для городов Киевской Руси архитектурную традицию, которая ставит его в один ряд с Киевом и Черниговом. В конце XI века епископ Ефрем, значительное время живший в Константинополе, а затем Владимир Мономах развернули здесь обширное строительство. Были возведены храм Михаила, «каменный город», ворота с надвратной церковью Федора, храм Андрея у ворот, церковь Богородицы на княжеском дворе и даже каменное здание бани по образцу византийских терм – вообще уникум для Руси! Увы, от тех построек остались только фундаменты и основания стен, которые можно увидеть в местном археологическом музее.
Спрашивается: зачем такое мощное строительство в пограничном со степями городе, который постоянный атаковали сначала печенеги, а затем половцы? Ответ можно увидеть в предшествующих событиях. Как известно, князь Святослав (правил в 962-972) активно воевал с соседями, в том числе ходил походами на болгар и византийцев. В 967 году он захватил болгарскую крепость на Дунае Переяславец (или Малый Преслав), а спустя два года заявил матери Ольге и боярам, что хочет перенести свой двор в этот город. В 970 году он захватил столицу Болгарии – Великий Преслав, однако, как известно, был убит печенегами на обратной дороге в Киев у порогов в районе Хортицы.
Учитывая, что мать Святослава Ольга уже была к тому времени христианкой, а Великий Преслав был новой, христианской столицей Болгарии, построенной в противовес прежней языческой, получается, что Святослав, не будь он убит, мог крестить Русь. Больше того, столица Руси была бы не на Днепре, а на Дунае.
Смерть Святослава не исключает, что для последующих киевских князей Преслав и Переяславец стали образцом для подражания (как позже Владимир подражал Киеву, а ранее Киев – Константинополю). Переяславлю на Днепре могли готовить роль новой христианской столицы, в противовес языческому Киеву, как это было и в Болгарии. То есть Переяславль – потенциальный стольный град. Именно здесь с 990-х годов и до окончания строительства Софийского собора в Киеве размещалась резиденция русских митрополитов.
После крещения Руси в 989 году, языком церковной службы стал староболгарский. Наверняка имела место и некоторая миграция болгар на Русь для церковной организации, перевода священных книг и т.п., в том числе Переяславль на Днепре. Свидетельства присутствия славянских выходцев с Дуная находят также в Переяславе-Рязанском и Старой Рязани.
А как же Трубеж? В районе Переяславца можно найти и его. Название «Трубеж» - однокоренное со словом «труба» и обозначает протоку или небольшой рукав реки. Переяславец с большой долей вероятности локализуется на месте современного румынского села в Добрудже – Нуфэру (ранее оно называлось Prislav). Он стоял на берегу протоки Дуная, известной как Георгиевское горло. Неподалеку, в районе города Тулча Дунай образует еще одну протоку – Сулинское горло. Название происходит от наименования этой протоки византийскими греками – Солин, что и переводится как «труба»!
Сегодня Переяслав-Хмельницкий, несмотря на свои небольшие размеры, известен своими многочисленными музеями (удивительно, но Переславль-Залесский – также небольшой городок, в котором есть множество музеев). Говорят, что на каждую тысячу жителей здесь один музей: около 30 музеев на 30 тысяч жителей.
Есть археологический музей, посвященный уцелевшим руинам построек времен Киевской Руси, музей Тараса Шевченко, музей Шолом-Алейхема, музей деревянной архитектуры (скансен), музей трипольской культуры (считается протославянской), музей странствующего философа Сковороды, музей с диорамой форсирования Днепра во время Второй мировой войны, даже небольшой музей космонавтики!
Разгром польско-шляхетского войска под Переяславом в 1630 году. Макет сражения. Битва описана в поэме Т.Г. Шевченко «Тарасова нiч» (1838).
Переговоры Богдана Хмельницкого с поляками в Переяславе в феврале 1649 года (художник Крылов).
Польские и казацкие доспехи и оружие.
Скульптура Богдана Хмельницкого.
Тарас Шевченко останавливался в Переяславе в доме у своего друга А.О. Козачковского и написал здесь ряд своих произведений, включая знаменитую «Заповiт» («Завещание») – во время болезни в 1845 году. Однако Козачковский, бывший хорошим врачом, вылечил друга.
Реконструкция обстановки кабинета в доме Козачковского, где работал поэт.
Скульптуры, изображающие персонажей произведений Шевченко.
В переяславском музее деревянной архитектуры.
Памятный знак на территории скансена: с XIII века и вплоть до 1956 года на этом месте находилось кладбище еврейской общины Переяслава.
С Переяславом связана часть жизни известного русско-украинского странствующего философа Григорич Сковороды. Он преподавал здесь в коллегиуме, а впоследствии обучал потомка Кочубея. Сковорода успел даже пожить и поработать в Троице-Сергиевой Лавре, куда его пригласили земляки. Двоюродный прадед известного философа Владимира Соловьева.
Памятник «воссоединению» Украины с Россией в результате Переяславской Рады пока цел, но выглядит не очень. Кто-то пытается его украсить, а кто-то наоборот повредить. Но Ленина в Переяславе, как и везде по Украине, снесли.
Переяславль-Рязанский был основан примерно 100 лет спустя после основания Переяславля на Днепре, в 1095 году в Рязанском княжестве князем Ярославом Святославичем (внук Ярослава Мудрого) или Олегом Святославичем, братом Ярослава Черниговского. Славянскому городу предшествовало поселение финно-угорского племени мещера. До нашего времени сохранился кремль с многочисленными более поздними постройками, а вот валы остались со времен основания города, который, судя по всему, должен был повторить славу Переяславля на Днепре. На самом деле, к такому статусу была ближе Старая Рязань на Оке, в 60 километрах от Переяславля-Рязанского. В любом случае, Рязанщина веками активно сообщалась с Поднепровьем через Чернигов.
Рязанский кремль поныне окружен речками с южнославянскими названиями: Трубеж, Лыбедь и Дунайчик (Дунайка), указывающими на родину заселивших город переселенцев. (Лыбедь – речка в старинном центре Киева). Также среди населения Переяславля-Рязанского и Старой Рязани не исключено присутствие южных славян – болгар или сербов.
Только в 1778 году Переяславль-Рязанский был переименован в Рязань. Ранее это название носил старинный русский город на берегу Оки, разрушенный монголо-татарами – та самая Старая Рязань. Его население во многом также составляли переселенцы из Поднепровья (в основном из Киева и Чернигова), а количество кладов домонгольского периода, обнаруженных в Старой Рязани, уступает лишь числу кладов в Киеве. Сейчас Старая Рязань – это небольшая деревня у грандиозного городища, где был древний город.
Преображенский собор рязанского кремля (XVII-XVIII века).
Успенский собор рязанского кремля (XVII век, нарышкинское барокко).
Дворец Олега – палаты архиереев (XVII-XIX века).
Памятник поэту Сергею Есенину около рязанского кремля (он родился в соседнем селе Константиново на Оке).
Ока в Константиново. Аж слезу прошибает. Рязанцы обычно на свадьбу едут в кремль и сюда.
Дом-музей Есенина в Константиново.
Дом с мезонином в Константиново, где жила одна из муз Есенина - Лидия Кашина. Ей посвящены стихи "Мы все в эти годы любили, а значит, любили и нас...". Погибла на пике репрессий в 1937 году.
Рязань – столица ВДВ. При одном из крупнейших на всем постсоветском пространстве училищ ВДВ им. генерала армии В.Ф. Маргелова действует музей этого рода войск.
В истории ВДВ есть как славные страницы, такие как Великая Отечественная война, так и более чем сомнительные: подавление восстания Венгрии в 1956 и в Чехословакии в 1968, участие в войне с Грузией в 2008 и др.
В соседней с Рязанью Солотчей и дальше в Мещерском крае очень любил отдыхать и работать писатель Константин Паустовский. Также в Солотчу к нему в гости наведывались Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман (автор книги "Дикая собака Динго"). Известные писатели не чурались ночевать в палатке или на топчане в бане.
Переславль-Залесский (или Переяславль-Суздальский) впервые упоминается в 1152 году, то есть он моложе Переяславля-Рязанского почти на 60 лет. Город был основан в Залесской Руси на берегу Плещеева (ранее – Клещина) озера на землях финно-угорского племени меря (на их же землях славянскими колонистами были основаны такие древние русские города, как Ростов и Ярославль).
Ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, известный в летописях как Георгий (Гюрьги), в 1149 году на два года занял киевский престол. После того как он его временно лишился, князь сосредоточился на внутренней колонизации Залесской Руси. В 1146-1155 годах, то есть при Долгоруком, на землях вятичей было основано 15 новых городов, в их числе: Москва, Дмитров, Кснятин, Кострома, Городец, Стародуб, Звенигород, Перемышль, Дубна и Переславль-Залесский.
Долгорукий, стремившийся занять великокняжеский престол в Киеве, конечно, не мог пройти мимо такового знакового города и его названия, как Переяславль. Он привлекал в новый город переселенцев из Поднепровья, многие из которых сами были рады бежать от набегов половцев и других степных кочевников. Переселенцы получали от князя денежные ссуды и статус вольных земледельцев. Кроме славян, Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский переселяли в Залесье степных кочевников. Рядом с Переславлем-Залесским поныне существует поселение Берендеево, название которому дали берендеи – тюркские кочевники, которые перешли на сторону Киевской Руси (в летописях они известны как «свои поганые»).
Переяславль был обнесен мощными валами, а со временем вокруг него появились крупные монастыри.
Переславлю предшествовало мерянское поселение IX века также на берегу Плещеева озера на Александровой горе (получила такое название много позже, так как здесь родился и первые годы жил Александр Невский) и небольшой меряно-славянский городок X века на соседнем холме – Клещин. «Повесть временных лет» говорит о ситуации рубежа IX – X веков: «на Клещине озере сидит меря». Интересно, что в 2015 году на городище Клещин археологи нашли подвеску X-XI века с личным знаком кого-то из Рюриковичей. От Клещина сохранились валы на горе, а местная деревня до сих пор называется Городище.
Александрова гора (она же Лысая гора, Ярилина плешь) издавна являлась местом языческих празднеств: вначале финно-угорских, а потом и славянских. Мерянские праздники были близки современному марийскому празднику «семык» (считается, что марийцы – не просто сохранившийся финно-угорский этнос, близкородственный мерянам, но и некоторые меря, не захотевшие ассимилироваться со славянами, ушли на восток к марийцам и слились с ними).
У славян семик также известен – он отмечался в седьмой четверг после Пасхи. Он ведет свое начало от летних русалий, во время которых поклонялись божеству Солнца – Яриле и совершали обряды, связанные с плодотовитостью земли и женщин. Празднование продержалось до XIX века и всячески осуждалось церковью, так как сопровождалось действиями с куклой Ярилы, кулачными боями, ночными купаниями и, конечно, сексуальными оргиями.
Под горой лежит легендарный ледниковый валун - 12-тонный Синь-камень, которому поклонялись и меряне, и славяне, и даже некоторые наши современники. Сама гора имеет название Александрова, потому что здесь был княжеский двор, где родился и рос будущий Александр Невский. Этому не помешало ему в ходе княжеских разборок наводить на родной город татаро-монгол.
Спасо-Преображенский собор из белокаменных блоков был заложен внутри валов Переяславя-Залесского в 1152 году и имеет много общих черт с другими храмами Юрия Долгорукого – во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Завершен при Андрее Боголюбском в 1157-1160. Использовался как княжеская усыпальница.
В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись (граффити) конца XII века, в которых приводятся имена 20 заговорщиков – убийц сына Долгорукого – Андрея Боголюбского и обстоятельства его убийства.
В Переславле-Залесском находится один из старейших в России музеев – Ботный дом, созданный в 1803 году для хранения остатков петровского бота «Фортуна» и дома, где жил царь. Под руководством голландских мастеров Карстена Бранта, Корта и Класса в 1690-х годах на Плещеевом озере строились и испытывались суда различных типов. В 1722 году Петр Первый повелел беречь потешную флотилию, которую собрали на левом берегу реки Трубеж. В 1783 году все эти корабли сгорели, уцелел лишь бот «Фортуна», находившийся в амбаре на холме Гремяч. Это дубовая 9-весельная шлюпка голландского типа.
В окрестностях Переславля-Залесского в начале XX века на берегу реки Нерль находилась дача знаменитого певца Федора Шаляпина, где бывали художники Коровин и Серов, композитор Рахманинов, промышленник и меценат Савва Мамонтов, писатель Горький и др. Часть личных вещей Шаляпина (лото, концертный гастук, стол в стиле «модерн» и др.) его дочь передала в местный музей.
В 1927 году дачу отобрало государство – за то, что Шаляпин через священника передал деньги на детей русских эмигрантов в Париже. Дачу передали под санаторий для советских детей. Но после пожаров и переделок к 1985 году от дачи остался только фундамент. Санаторий, отстроенный рядом с дачей в советские годы, закрылся в 2015 году из-за недостатка финансирования.
Сейчас Переславль-Залесский и Плещеево озеро - крайне популярный курорт с многочисленными музеями и монастырями, а также развлечениями на лоне природы (именно в здешних местах Пришвин написал свою "Кладовую солнца").